Шпаргалка: Термины по психологии

АБСТРАКЦИЯ - один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета.

Абстракция лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции.

Формальная абстракция состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют.

Содержательная абстракция вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта абстракция отражает становление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.

АГГЛЮТИНАЦИЯ - (от лат. agglutinatio - склеивание), склеивание в комочки и выпадение в осадок из однородной взвеси бактерий, клеточных элементов крови и др. Реакция агглютинации используется для определения групп крови, вида и типа микробов многих инфекционных заболеваний и т.п.

АКТУАЛИЗАЦИЯ - воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, мыслей, движений, чувств и т. д.), перевод их из патентного, потенциального состояния в актуальное действие. Актуализация основывается на возбуждении ранее образованных систем временных связей (ассоциаций), их «следов» в Ц. н. с., оживляемых действием наличных предметных и словесных раздражителей. Актуализация может быть преднамеренной (произвольной) и непреднамеренной ( непроизвольной), полной и неполной, обобщенной и избирательной в зависимости от прочности выработанных нервных связей, общей структуры и состояния функциональной системы, в которую они включаются в данный момент.

АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ - личность с чрезмерно выраженными отдельными чертами характера. Акцентированный характер с таким выделенным психологическим свойством является крайним вариантом нормы и граничит с психопатиями.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отверженцем, напр. переживание ревности, в котором могут сочетаться чувство любви и ненависти.

АМНЕЗИЯ - нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга. Амнезии по динамике протекания распределяются на ретроградную, антероградную, антероретроградную, регардированную, фиксационную, прогрессирующую (см. Закон Рибо), по нейропсихологическому синдрому, на модально-специфические расстройства памяти, т. е. нарушения запоминания стимулов определенной модальности, модально-неспецифические расстройства памяти, т. е. нарушения запоминания стимулов любой модальности, расстройства памяти как мистической деятельности.

АНТИЦИПАЦИЯ - понятие означающее представление о предмете, явлении, результате действия и т.п., возникающее еще до того, как они будет реально восприняты или осуществлены.

В психологии мышления антиципация обозначает представление в сознании человека в схематической форме ответа на какую-либо проблему еще до того, как она будет реально решена.

АССИМЕТРИЯ МОЗГА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ - функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других - правое полушарие. В настоящее время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных.

Доминантность левого полушария была выявлена у правшей не только для экспрессивной и импрессивной речи, но и для таких связанных с речью психических функций, как чтение, письмо, вербальная память и вербальное мышление. Правое полушарие оказалось ведущим для таких функций, как неречевой (и, в частности, музыкальный) слух, лицевой гнозис, тактильный гнозис, многие формы зрительно-пространственной ориентации, невербальная память, конструктивная деятельность, осознание своих дефектов.

АССОЦИАЦИЯ - возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого.

В ассоциативной психологии выделены типы ассоциации, различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж. Ст. Милль) это делали по сходству (голубое - синее), контрасту (черное - белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные ассоциации (Д. Юм): яркая вспышка света - болевое ощущение; другие (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все ассоциации к ассоциациям по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования ассоциации. Кроме данных первичных законов образования ассоциации Т. Брауном были обнаружены « вторичные» законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной ассоциации из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в ассоциации, их новизна, способности или/и патологические особенности индивида и т. п. Впоследствии А. Бэн выделил « творческие ассоциации», образование которых объясняется «спонтанной активностью ума», а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о бессознательном в психологии была начата 3. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др.

БИХЕВИОРИЗМ - крупное психологическое направление ХХ в. Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т. ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т. о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). В области методологии предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь S - R, с цепью предсказания поведения субъекта и «управления» им.

Все реакции Уотсон делит на наследственные ( их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные ( привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т. п.). Развитие поведения заключается в приобретении новью реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям

Уотсона, вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (напр., покатом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память).

Другое основание классификации реакций - степень их «скрытости», т. е. доступности для простого наблюдения - внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) - или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов - внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, напр., как речь при скрытых мускульных движениях: к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения, в организме как реакция на определенные стимулы).

При этом бихевиоризм не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, - с другой.

До 60-х гг. XX в. Б. и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психотогические концепции ( А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т. п. Вместе с тем явный механицизм бихевиоризма, игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности с манипулированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, в частности в деятепъностном подходе, в гуманистической и когнитарной психологии и др.

ВАЛИДНОСТЬ - адекватность и действенность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ - фантастические нереальные образы, возникающие у человека, восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.

ГЕРМЕНЕВТИКА - теория и искусство истолкования текста древних литературных произведений (рукописей, книг).

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ - отрасль геронтологии и возрастной психологии, использующая общепсихологические средства и методики для изучения особенностей психики и поведения лиц пожилого и преклонного возраста.

ГЕШТАЛЬТПОТХОЛОГИЯ - психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в.

Согласно нее, для человека сосуществуют два отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий ада» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г. называли в разных контекстах то объективным, то субъективным. Г. рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические законы сводились в Г. к законам физиологии мозга.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 298
Бесплатно скачать Шпаргалка: Термины по психологии