Шпаргалка: Журналистика
1. Журналистика как социальный институт общества. СМИ как 4 власть
В обществе существует множество формализованных и неформализованных социальных институтов. И те и другие обладают определенными признаками:
1) наличием цели своей деятельности,
2) конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели,
3) набором социальных позиций и ролей, действующих в рамках данного института.
Так, институт журналистики не представляет собой механического соединения газет, журналов, радио- и телеканалов. Все вместе они обладают качествами, не сводимыми к качествам отдельного средства. Каждая социальная роль в рамках института также обладает своими собственными системными характеристиками. Например, роль читателя не ограничивается только тем, что он потребляет продукцию, произведенную корреспондентом. Читатель является представителем аудитории, которой присущи специфические характеристики, особенности, набор ценностей и мотивов поведения и которая, в свою очередь, влияет на журналиста. Во всех странах власть пытается подчинить себе журналистику, использовать как инструмент влияния на население. Информация, публикуемая в СМИ, помимо всех задач, которые на нее возлагаются, дает возможность общественности следить за действиями властей, своевременно на них реагировать и силой общественного мнения предотвращать нежелательные последствия. Чем демократичнее общество, тем полнее информация о деятельности правительства, президента, администрации. В тоталитарном обществе власть дозирует подобную информацию, приукрашивает ее, скрывает подлинные цели и намерения. Журналисты, напротив, выступая с лозунгом свободы слова, стремятся сделать действия власти прозрачными. Отсюда следует вывод: возможна ситуация, когда цели разных институтов расходятся и между ними возникает столкновение, перерастающее в откровенную борьбу. Власть- это проявление способности какого-либо субъекта доминировать в отношениях с другими социальными субъектами, проявлять свою волю, воздействуя на контрагентов в своих интересах тем или иным способом. Суть власти - добиться подчинения людей для решения поставленных задач. Различают и типы власти: государственное регулирование, экономическое стимулирование и идеологическое воздействие. СМИ как власть располагает полномочиями. Государственные СМИ, транслируя обязательные для исполнения документы (законы, постановления, судебные решения), выступают как официальные издания, как органы соответствующих институтов государства. В этом смысле СМИ оказываются инструментом дополнительного контроля. Сила 4 власти в духовно-идеологическом воздействии, в формировании МС и направленности воли. Журналистика по природе своей ведёт мониторинг всех сфер жизни и в связи с этим определяет «повестку дня». Мониторинг необходим для того, чтобы понять, к чему нужно привлечь внимание для обеспечения нужд народа. Журналистика оказывается и трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов. На плечах СМИ - организация общественных дискуссий, полемика, критика, обсуждения важных проблем в жизни общества. СМИ выступают и как « вокс попули»- нация, разговаривающая сама с собой. А журналисты выступают в роли общественного эксперта, формируют отношение, представление, взгляды, мнение, стремления. СМИ участвуют в создании духовной атмосферы в обществе. Если выступления СМИ доказательны, убедительны, конструктивны, активное общественное мнение становится важной силой. Таким образом, 4 власть-это реальная, хотя и не институционализированная и «всего лишь» идеологически проявляющаяся власть.
2. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности СМИ
Право- совокупность установленных государством общеобязательных правил (запреты, дозволения и т д), которые регулируют общественные отношения и обеспечены мерой государственного воздействия. Субъектами права выступают физические лица (граждане), юридические лица (организации). Закон обязывает всех субъектов права соблюдать нормы. Журналистам необходимо знать законы, связанные с функционированием информационной сферы. Для деятельности журналистов важен статус учредителей редакции, в которой он работает. Учредителя и редакцию связывает устав- договор, в котором определены права работников редакции. Устав редакции принимается на общем собрании, коллектива журналистов Безответственное отношение к своим должностным полномочиям и обязанностям, отказ выполнять законные просьбы и требования, злоупотребление служебным полномочием недопустимы в деятельности журналиста. Журналист обязан соблюдать устав редакции, должен добывать информацию законным путём, за исключением фрагментов, содержащих сведения, которые говорят о прямой опасности для граждан. Оговорено право: посещать охраняемые места стихийных бедствий. Установлены специальные санкции о разглашении сведений в том случае, если это не нарушает конституционных прав и свобод, если это необходимо для защиты прав и интересов. Журналист должен проверять достоверность полученной информации, имеет право излагать личные суждения и оценки, может снять свою подпись с материала, где была искажена информация; имеет право распространять свои материалы под собственной подписью, под псевдонимом, без подписи вообще. Запрещено использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить кого-то. Преступлением считаются публикации, в которых содержатся оскорбление и клевета. Правовая культура журналиста определяется знанием, практическим применением и уважением ими норм права для безопасной профессиональной деятельности. Знание норм права даёт журналисту свободно ориентироваться в системе правовых отношений. 1990 - Закон о печати СССР провозгласил свободу печати. Закон РФ о СМИ (1991) повторяет текст предыдущего Закона и также поддерживает свободу печати. После появляется около 30 законодательных актов, которые имеют отношение к правовому регулированию СМИ: о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, закон о государственной тайне. Об основных гарантиях избирательных прав, новые варианты гражданского и уголовного кодекса. Конституция 1993 - ст.29 (гарантия свободы мысли и слова, свобода искать, получать, передавать и распространять информацию, гарантия свободы массовой информации, запрет на цензуру. Недопустимость злоупотребления свободой МИ (в целях преступных деяний, разглашения госуд.тайны, пропаганды войны, порнографии, насилия). Указ президента РФ и Устав правительства РФ также регулирует сферы СМИ.
3.Ж-ка, реклама, связи с общественностью: общее и различное
Журналистика - прежде всего актуализация мировоззрения той или иной социальной группы (общности, нации), средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время (Константин Шальнев). Журналистика входит в полисистемы СМИ, то есть в многофункциональные институты общества. Такие как телевидение, радио, печатная продукция и интернет.
Важно понять - единственная функция журналистики - актуализация мировоззрения той или иной социальной группы, по средствам внесения в массовое сознание тех фактов и оценок действительности, которые наиболее приближены к сегодняшнему дню. В идеале, с точки зрения общественных интересов журналистика адаптирует научно-практическое знание данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.
Реклама — это оплаченная, не персонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию. Используются и более узкие определения, например, ограничивающиеся лишь товарами и услугами. Иногда в определение включают такой признак, как коммерческие интересы. Реклама — процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа-каналов или иными способами.
Цель рекламы — донесение информации от рекламодателя до целевой аудитории.
Задача рекламы — побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т. п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).
Связи с общественностью или PR (public relations — связи с общественностью; пиар) — основная и единственная функция PR - внедрение в ценностный ряд какой-либо социальной группы информации о предмете, для дальнейшего закрепления его мифологической парадигмы, как идеальном в ряду ценностей этой социальной группы, нужной ей для самоидентификации (Константин Шальнев). Таким образом, как бы не старались завуалировать сущность, PR - технологии внедрения образа объекта (товара, услуги, фирмы, бренда, личности) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.
Понятие Связи с общественностью тесно связано с такими терминами, как реклама, агитация, маркетинг. С понятиями манипуляция и пропаганда PR связан лишь косвенно, поскольку по декларируемому определению является инструментом осознанного диалога двух равных субьектов. Однако некоторые тесно связывают эти понятия ввиду реалий 90-х годов и ошибок в трактовке. Между специалистами по связям с общественностью зачастую возникают разногласия: включать ли в сферу PR понятие «Чёрный PR». Существует несколько точек зрения на этот счет. Так, сторонники морального построения связей с общественностью считают, что понятие «Черный PR» не существует. Потому что:…изначально «Связи с общественностью» предполагают отношения построенные на правде и полной информированности.
Начинающему журналисту не так-то просто чётко представить себе место и роль журналистики в коммуникациях. А это ( хоть и скучно звучит) избавляет от многих ошибок.
Раздел сфер влияния журналистики, пиара и рекламы начинается с осознания целей: у журналистики это отражение событийной картины мира, объективный анализ проблем; у пиара - создание имиджа и управление им; у рекламы - работа с коммерческими брендами и увеличение спроса на товары и услуги. Важно определиться и с другими критерями: объекту деятельности, типовым каналам, заказчикам... Специфику каждого из упомянутых видов деятельности удобно представить в виде таблицы.
Журналистика, пиар, реклама: общее и различия
Журналистика | Пиар | Реклама | |
1Цель | Отражение событийной картины мира, объективный анализ общественных проблем с целью их разрешения | Создание положительного имиджа и управление им, разрешение кризисных ситуаций | Создание коммерческих брендов и управление ими, стимулирование сбыта товаров и услуг |
Объект | Общественно важная информация, разнообразные факты текущей действительности | Репутация (негативная информация отсутствует) | Товар, услуга, бренд (недостатки не указываются) |
функция | Коммуникативная, информирования, ценностно-ориентирующая, социально-организаторская, психологического регулирования | Коммуникативная, информационная, консультационная, прогнозирующая | Коммуникативная, ориентирующая, стимулирующая, культурно-образовательная, рекреативная |
Основные методы | Убеждение | Убеждение, внушение | Внушение, убеждение, формирование в сознании аудитории позитивных образов брендов |
Типовые каналы | Газеты, журналы, радио, ТВ, интернет | СМИ, акции (конференции, брифинги, фестивали...), интернет | СМИ, наружная, сувенирная, почтовая и проч. реклама, интернет, BTL-акции |
Заказчик | Общество, общественность, издатель, учредитель. Оплата через налоги, подписку, розницу | Руководство предприятий, регионов, лидеры организаций. Бесплатное распространение информации (оплачивается работа пиармена) | Подразделения предприятий, отвечающие за реализацию товара. Оплачивают предприятия и организации-рекламодатели. Аудитория получает рекламу бесплатно |
Ключевые профессии | Корреспондент, редактор, фотограф, оператор, дизайнер, верстальщик | Специалист по связям с СМИ, специалист по разрешению конфликтов, имиджмейкер | Копирайтер, арт-директор, креатор, дизайнер, фотограф, режиссёр, оператор, специалист по стратегическому планированию, эккаунт-менеджер |
Характер труда | Индивидуально-коллективный, производственно-творческий | ||
Произведения, жанры | Информационные, аналитические, художественно-публицистические | Пресс-релиз, информационное письмо, доклад, сценарий, пресс-конференция, пиар-кампания | Модульная реклама в прессе, телеролик, радиоролик, баннер наружной и indoor-рекламы, плакат, баннер в интернете, рекламная статья, рекламная кампания |
аудитория | Систематическое информирование массовой аудитории с ориентацией на читательское ядро | Систематическое информирование целевой группы через посредников в виде СМИ или в ходе специальных пиар-акций | Доставка коммерческой информации массовой аудитории через посредников (СМИ) и по специальным рекламным каналам с ориентацией на целевую аудиторию. Внушающее воздействие |
Журналистика как сфера деятельности стремится к выполнению своих задач и функций. Хотя она имеет большой вес при решении информационных задач и при формировании общественного мнения, ее специфика не позволяет в полном объеме выполнять информационные и аналитические функции, которые берут на себя PR-специалисты. Главным отличием PR-деятельности от журналистики является полная независимость последней.
Журналисты в отличие от PR-специалистов обладают большей свободой при выборе как самой информации, так и элементов коммуникационной сети. PR-специалисты не могут так же свободно обращаться с информацией, стремясь к ее оптимистическому влиянию. Журналисты приоритетным считают источник информации (кто говорит), PR-специалисты – аудиторию, которой доносится информация (кому говорят), сообщение должно нравиться не отправителю, а целевой группе воздействия. Очень важным элементом в цепи коммуникаций, по мнению PR-специалистов, являются и сроки подачи информации. Журналисты также считают этот этап немаловажным, но для них нужна не только своевременность, но и опережение других, а иногда и преждевременность, что считается показателем их профессионализма. PR-специалист не может рисковать, для него важно выбрать наиболее подходящий момент для подачи информации, для получения социально позитивного эффекта.
PR-специалисты не могут в своей работе применять такие приемы, как прослушивание телефонных разговоров, перлюстрация корреспонденции, анонимное фотографирование, использование сомнительных источников, которые зачастую используют для приобретения сенсации журналисты. Для них хорошая репутация стоит на первом месте.
PR очень часто отождествляют с рекламой, но стоит отметить, что PR и реклама – это далеко не одно и то же, хотя и PR, и реклама являются технологиями маркетинговых коммуникаций. Для достижения цели PR и реклама часто выступают вместе, так как у них нередко совпадают цели. Но способ достижения результата у PR и рекламы разный.
Основной задачей рекламы является продвижение товара на рынке, спектр решаемых PR задач гораздо шире. На стадии планирования PR организации и рекламные агентства проводят аналогичные процессы, связанные с установлением основополагающей информации для клиентов. Дальнейшая их работа ведется по совершенно разным направлениям. Реклама напрямую использует оплачиваемое рекламное место, а специалисты по связям с общественностью доводят до журналистов информацию о том, что их информация интересна.
4. Отношения служб Паблик Рилейшнз со СМИ
40% времени российские ПИАР -службы уделяют взаимодействию со СМИ.
Этапы взаимодействия: 1) подготовка, разработка стратегии: составление информационной карты, составление медиа-плана, подготовка пакета информации, документов;2) этап контактного взаимодействия со СМИ. Создание информационной карты: 1. Определение целевой аудитории и сегментирование целевой аудитории, выделение тех сегментов, которые нужно завоевать. При этом нужно четко классифицировать сегменты по принципу: союзник, враг, нейтрал. Не интуитивно, а путем опроса, маркетинговых исследований, или на основе статистических данных (открытых или неопубликованных). Больше всего зарабатывает в период избирательных кампаний почта: чтобы выяснить, какие издания популярны в данной целевой аудитории.
2. Медиа-планирование - наложение целевой аудитории на СМИ, ее обслуживающие. А) Выделение наиболее авторитетных, тиражных и адресных каналов распространения информации. Тиражность не тождественна авторитету того или иного издания (“МК”, например). Выделение наиболее значимых для целевой аудитории СМИ, и если выявлена незаполненная информационная ниша, то туда должна быть устремлена деятельность ПР-службы.
Б) Определение тактики ПР-кампании по отношению к выявленным СМИ: тактика кнута и пряника. Можно создать центр информационных услуг и т.п. Одним СМИ - кнут, другим, наиболее значимым для аудитории, - пряник. Особенно важна на этом этапе персонификация контактов с журналистами.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--