Сочинение: Чем больше я вглядывался тем яснее я видел Христа
А.А. Блок – трагическая фигура в нашей национальной истории «потерянное дитя», - писала З. Гиппиус. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения захваченного стихией и видевшего своими глазами «слепой и беспощадный русский бунт».
Трагичен своим поздним понимание той цены, которую заплатила русская интеллигенция и вся Россия за бесовское наваждение – веру, что к светлому будущему можно придти через кровь, разрушения, новую «пугачевщину». Свидетель «страшных лет России» гениально отобразил русскую революцию.
«Двенадцать» - самое важное, самое бессмертное блоковское творение, потому что он подводит итог безумному влечению русской интеллигенции идей революции. «Революционный пожар» новым светом озарил все творчество Блока, придал ему тревожный и мятежный смысл – жизнь и борьба человек «меж двух огней». Время окрасило «Двенадцать» в цвет кумача, сделало политическим манифестом в руках тех, кому нужно было как – то оправдать национальную трагедию 1917 года. Блок, хотя и приветствовал революцию в статье «Интеллигенция и революция», но не был политиком.
Поэма начинается словами:
Черный ветер, белый снег…
Ветер, ветер на всем белом свете!
В город ворвалась стихия , ветер, вселенский мировой.
Ветер крепчает, сливается с вьюгой, «смеющийся в очи» человеку, и вместе они накрывают город. Вроде идет обычная жизнь: сугробы, на улицах лихачи, распахнуты двери кабаков, плакаты, кто – то кого – то убил, идут двенадцать солдат. И вместе с тем чувствуется, что сейчас происходит что – то важное: борются не на жизнь, а на смерть хаос и гармония, свет и тьма.
Нет не двенадцать воплощают в себе идею гармонии, света. Где он, тот свет? В чем? Пока только ночная душа города.
Лихорадочный, меняющейся от марша к городскому романсу, от романса к частушке, ритм поэмы как бы собирает всех жителей, все классы и сословия на огромную площадь, где решается их историческая судьба.
Вот мимо прошли двенадцать
«Пальнем – ка пулей в святую Русь».
Какой странный у них вид:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз.
Поэту видится на спинах его героев страшный знак каторги. Куда и зачем они идут? Почему радостно скандируют:
Свобода, эх, эх, без креста!
Кто они? Люди, готовые к разрушению и насилию «Выпить кровушку за зазнобушку». Им позабавиться не грех.
Поэт, сам прошедший путь «вочеловечивания», дает шанс преодолеть злобу, снять накипь с души, очиститься в процессе революции. Должно же быть в них что – то человеческое, нельзя же все уничтожать! Ведь в человеке два начала: бесовское (черное) и Христово (белое).
Блок, как романтик, был убежден, что из стихи должна родиться гармония. Но нет. Группу из двенадцати «апостолов» революции замыкает пес, не просто бездомная собачонка, а символ дикого, необузданного злого, жестокого.
И только впереди, далеко, за снежной завесой, идет тот, от кого они отказались, сняв с себя крест, - Христос. А пока они сами удивляются: «Эка тьма!». Тьма вокруг них и в душах – тьма безверия и слепоты. А доказательство тому – убийство Катьки. Убийство из-за ревности, из-за душевной темноты и «дозволения» революции, делать что хочешь. Пролита кровь невинной жертвы. А сколько таких «Катек» убьют они на своем пути еще?
Кровь на снегу – это трагедия, которой нет оправдания. Поэтому убийце стало стыдно «голову повесил».
Блок считал, что память о Боге, называемая совестью, живет в каждом.
Совесть убийцы оборачивается страхом.
Тут –то и появляется :
Нежной поступью надъвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впреди – Исус Христос.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--