Сочинение: Имя в судьбе человека

Введение

Честно говоря, меня никогда особо не интересовала данная тема, но прочитав несколько страниц «Имена» Павла Флоренского, я решила, что другой темы для письменной работы и быть не может.

Часто мы говорим это имя тебе не подходит или что - то в этом роде, и примеряем людям другие имена. Иногда видишь человека и понимаешь он вылитый Петр ,а потом узнаешь что так оно и есть. Что же это? Просто интуиция? Магия ? Или какой-то ток, который пускает человек? Как слово (имя) влияет на судьбу человека, и имеет ли вообще какое-то значение?

Я не гарантирую, что отвечу на все эти вопросы, но обещаю попытаться, разобраться в связи имени и судьбы.


Исследование

Имя — тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность.

Какой бы род народной словесности мы ни взяли, непременно встретимся с типологией личных имен. Определенным именам в народной словесности соответствуют в различных произведениях одни и те же типы, одни и те же не только в смысле психологического склада и нравственного характера, но и в смысле жизненной судьбы и линии поведения. Это значит: в народном сознании именем определяются не только отдельные признаки или черты, порознь взятые, т. е. одномерные и двухмерные разрезы духовного организма, по и трехмерный разрез его — мгновенное соотношение элементов личности; и этим дело не ограничивается, ибо организм личности четырехмерен, и биография его — это его четырехмерная форма.

Предсказание именем судьбы и биографии — в произведениях народной словесности служит свидетельством, что для народного сознания есть четырехмерная временно-пространственная форма личности, ограничивающая ее от головы до пят, от правого плеча до левого, от груди до спины и от рождения до могилы. Краткая же фор мула содержания в этих границах — есть имя. В одних случаях, в имени народное творчество отмечает, как сказано, тот или другой отдельный признак или некоторое небольшое число их, особенно существенных, а то — хотя и не существенных, но очевидно, по коррелятивности с какими-то существенными, но расплывчатыми для формулировки, очень метко и неслучайно под смотренными носителями данного имени. Такой Признак нередко покажется второстепенным и Прихотливым; но это он именно сокращенно свидетельствует о целом мире внутренних соотношений, он — незначительный сам по себе, но более четкий показатель сложной системы. Такой признак — эмблема личности.

Сложные системы признаков — психологический склад и нравственный характер отмечаются отчасти произведениями уже перечисленных родов, отчасти песнями, былинами, духовными стихами и легендами, и сказками. Но последние, равно как и бесчисленные легенды и народные переработки житий, выразительно представляют биографическое движение личности известного имени, — ее путь, ее судьбу,— кривую ее жизни.

Когда складываются в типический образ наши представления, то имя завивается в самое строение этого образа, и выделить его оттуда не удается иначе, как разрушая самый образ. Рационалистическая мысль привыкла говорить именах как об ярком образчике мнимых обобщений, не соответствующих никакой реальности.

Имена распределяются в народном сознании на группы. Если священник даст крещаемому имя преподобного, это обещает ему счастливую жизнь, а если имя мученика,— и жизнь сойдет на одно сплошное мучение. Обычно подчеркиванье в им ни его царственности, нищелюбия и других качеств. Тут сказано «в имени». Да, в имени, а не в святом ибо и святой сам имеет определенный склад своей личности и определенную кривую жизненного пути, как носитель имени своего, старший брат своим соименникам по усыновлению имени, но — не отец. В житиях, прологах, церковных песнопениях многочисленны указания а ярком выражении святым духовной сущности своего имени. «По имени и житие» — стереотипная формула житий; по имени — житие, а не имя по житию. Имя оценивается Церковью, а за нею - и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея, а святой — как наилучший ее выразитель, свое эмпирическое существование сделавший прозрачным так, что чрез него нам светит благо роднейший свет данного имени. И все-таки имя — онтологически первое, а носитель его, хотя бы и святой, — второе; самому Господу, еще не зачавшемуся на земле, было предуготовано от вечности имя, принесенное Ангелом.

Одна из обычных назидательных тем — о подражании соименным святым и о покровительстве их носящим общее с ними имя.

Это — не учение о покровительстве святых вообще всем христианам, молящимся им и прибегающим к их заступничеству, и не вообще назидание осуществлять в жизни христианское совершенство и подражать всем достойным примерам.

Несомненно, тут говорится о несравненно более своеобразном избирательном сродстве со святым, чье имя носишь, о покровительстве именно Того святого и о подражании не вообще святым, а именно этому, определенному. Но первое пред полагает особливую благодатную близость к нему, В второе — сродство духовного типа и общего пути жизни: ведь было бы странным указание направлять духовное внимание в ту сторону, которая, по существу, безразлична, а может быть, и чужда мне, как был бы странным и совет устраивать свою личность и жизнь по образцу.

Народное представление именной типологии, по-видимому, не лишено жизненного значения, и характеристики имен если не служат, то во всяком случае служили в руководство поведению.

Одним из памятников такого рода руководство, письменно закрепленным осколком целой культуры имен, можно представить известный «Реэстро дамах и о прекрасных девицах», печатавшийся в свое время на русских народных картинках при со ответственном изображении. Вот этот реестр:

«РЕЭСТР О ДАМАХ И ПРЕКРАСНЫХ ДЕВИЦАХ

Постоянная дама Варвара.

С поволокою глаза Василиса.

Кислой квас Марья.

Веселой разговор Аграфена.

Великое ябедство Елена.

Наглая спесь Маремьяна.

Средняя управа Устинья. .

Толста да проста Афросинья.

Песни спеть Дарья.

Хорошей голос Домна.

Худое соврать Агафья.

Впролом сходить Улита.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 464
Бесплатно скачать Сочинение: Имя в судьбе человека