Сочинение: Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова

В середине XIX века в русском обществе решительно заявила о себе новая сила, новый тип человека, который вошел в историю под именем интеллигента-разночинца, поскольку основная масса его представителей принадлежала к среднему классу и не обладала ни достатком купечества, ни привилегиями дворян. Интеллигент-разночинец не связан прочными традициями с историческим и политическим прошлым своей родины, он целиком устремлен в будущее, далек от религии с ее обещаниями счастья в иной, загробной жизни, он жаждет социальных перемен и хочет построить Царство добра и справедливости здесь, на земле. Фигура интеллигента-разночинца постепенно завоевывает себе прочное место в литературе той эпохи. Неудивительно, что такой большой художник слова, как Некрасов, который всегда чутко реагировал на события общественной жизни, уделил столько внимания этому новому типу человека. В своих стихах поэт обращается к Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому и многим другим деятелям искусства и культуры.

Типичный путь интеллигента-разночинца Некрасов описывает в стихотворении “В. Г. Белинский”:

Родился он почти плебеем

…….

Попал в Москву, учиться стал

В Московском университете;

Но выгнан был...

Далее поэт описывает, как Белинский вынужден был прозябать в нищете, “терпя нужду и горе”, но, невзирая на трудности и лишения, начал писать статьи, в которых обрушивался на несправедливость, царящую в современном обществе, и не щадил “ни льстецов, ни идиотов”. Однако бескорыстное служение правде обернулось для него трагедией:

И честный сеятель добра

Как враг отчизны был отмечен

…….

Замучен жизнью трудовой

И постоянной нищетой,

Он умер...

В стихотворении “Памяти Добролюбова”, воспевая благородство души Добролюбова, отдавшего жизнь за дело свободы, Некрасов пишет:

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

В поэзии Некрасова жизнь интеллигента-разночинца — это всегда отказ от всех личных целей и интересов.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал...

Герой Некрасова так говорит о человеческом призвании:

Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других.

Эти “другие” — страждущий русский народ, во имя которого не жалко отдать и жизнь. Это народ, ожидающий прихода “честного сеятеля добра”. “О, сеятель, приди!” — зовет “душа народа русского” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Интеллигент-разночинец слышит этот крик о помощи и откликается на него:

Долг народа,

Счастье его,

Мир и свобода —

Прежде всего.

Некрасов постоянно подчеркивает исключительность и особую “святость” этих людей, часто сравнивая их с Христом. О Чернышевском поэт говорит:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 127
Бесплатно скачать Сочинение: Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова