Сочинение: Интерпретация стихотворения В.Набокова
Автор: Набоков В.
В. Набоков – выдающаяся личность в истории русской культуры. Он замечательный мастер слова, но с другой стороны писатель сложный и противоречивый. Набоков воспринимал действительность по - особенному, умел улавливать то, что открывается только вдумчивому и творческому человеку. Вот как сам писатель воспринимал творчество: « То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни, нужно уметь ее улавливать, вот и все ». Набоков видел цель своего творчества в создании произведений, наполненных глубочайшим смыслом, произведений, в которые он вкладывал весь свой жизненный опыт, мудрость. Набоков – тонкий психолог, рассуждавший о таких вечных темах, как память, любовь и уважение к человеку, природе, родному русскому языку…
Именно этому посвящено его стихотворение « Молитва ». Это очень непростое и своеобразное произведение, наполненное глубоким смыслом. Что такое молитва? Почему Набоков именно название выбирает для своего стихотворения? Молитва – это обращение к Богу, мольба о помощи. Именно к Всевышнему обращены все просьбы и надежды людей, вышедших на крестный ход, изображенный в произведении Набокова:
Пыланье свеч то выявит морщины,
То по белку блестящему скользнет.
В звездах шумят древесные вершины,
И замирает крестный ход.
Для тех, кто совершает этот крестный ход, кто молится о спасении собственных душ и родной земли, Русь – самое святое, Русь, ее богатства – вот, что наполняет души верующих людей. В стихотворении поэт создает собирательный образ народа. Мы не слышим голос одного человека, а лишь « пасхальный вопль скитальцев», вышедших на крестный ход. Мысли автора в данном произведении звучат как напоминание о том, что русский язык – это неотъемлемая часть русской культуры, одно из самых дорогих ее сокровищ:
А я молюсь о нашем дивном диве,
О русской речи, плавной как по ниве
Движенье ветра… Воскреси!
Лирический герой также вместе с народом обращает свою просьбу к Богу, но молится как Поэт, осознающий невосполнимую утрату – потерю связей между современностью и многовековой культурой:
О, воскреси, душистую, родную,
Косноязычный сон ее гнетет
Искажена, искромсана…
Поэтические переживания наиболее пронзительно выражаются через метафору состояния темно – голубой ночи:
Со мной ждет ночь темно – голубая…
Она так же, как и герой, находится в напряжении – «ждет». Это ожидание чего? Поэтический текст нам не дает ответа, а лишь усиливает смятение через сбой ритма (системное чередование ямба нарушает спондей: «Со мной ждет ночь темно-голубая»). Приоткрывает смысл ожидания повтор в финале третьей строфы, где вводится предчувствие «невидимого полета» родной речи:
… но чую
ее невидимый полет.
Действие, происходящее ночью или поздно вечером, сопрягается в сознании с чем – то возвышенным и неизведанным, поэтому сияние звезд в ночи, пыланье свеч в темноте рождают особое восприятие мира, в котором капли воска превращаются в жемчужины:
Пылай, свеча, и трепетные пальцы
Жемчужинами воска ороси.
Эта метафора, соединенная с императивом «ороси», неслучайно возникает здесь, ведь жемчуг издревле олицетворяет собой слезы.
Поэт Набоков в «Молитве» оплакивает судьбу русского языка, «искромсанного» и «искаженного», потому что именно в этой искромсанности и искаженности отражена судьба его народа. Поэт не только сожалеет о судьбе родной речи, но и верит в то, что русская культура возродится, воскреснет, вновь обретет силу ( « …но чую ее невидимый полет» ). Он живет мольбами и надеждами на это:
Ты станешь вновь, как воды, полногласной,
чистой, как на солнце меч
величавой, как волненье нивы…
Поэт преклоняется перед родной культурой. Он готов сделать все возможное для того, чтобы она процветала, становилась еще прекраснее. Последнее семистишие противопоставлено трем предыдущим. Оно наполнено светом, в нем нет мрачных образов, а лишь блеск, чистота и величие живого языка.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--