Сочинение: К анализу романа Булгакова Мастер и Маргарита

Ссылаться на: Б.Соколов «Роман М.Б. «М. и М.», Е.Грекову (эта чудесная женщина преподавала на вступительных курсах в РГГУ, может и сейчас там преподает; пользуется большим авторитетом у небольших вступительных комиссий, а слушать ее – одно удовольствие. Материал ниже – по ее лекции на оных курсах)

Место действия: Москва и Ершалаим.

Время: полнолуние, в начале мая. Ландыши в подвале Маргариты – первые в Москве.

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката…» Жара в мае бывает. Кроме того, нечистая сила приносит адский жар.

Пасха – первое вс после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Самая поздняя Пасха – 8 мая. Пасха венчает собой Страстную неделю. Здесь – одна и та же неделя, разделенная двумя тысячелетиями. Действие происходит с конца среды до конца субботы (за несколько секунд до Всенощной).

В ХХ веке поздняя Пасха приходится на 5 мая 1929 года. Но тогда среда – 1 мая. В книге же Первомайских праздников нет. Возможно, Булгаков создал собирательное (обобщенное) время.

Среда: Берлиоз, Бездомный – в психушку, допрос Иешуа, помилование Вар-раввана, казнь, Афраний.

Четверг: Воланд поселяется в квартире Лиходеева, Варьете, разговор Пилата и Матвея (до рассвета).

Пятница: Маргариту приглашают, Бал. Распятие.

Суббота: извлечение Мастера (до рассвета), конец кв. №50, на закате Азазелло забирает М.иМ.

По поверьям, именно на Страстную неделю разыгрывается нечистая сила, особенно в пятницу и субботу, когда Иисус Христос умирает и воскресает. А с первым ударом колоколов на Всенощную нечистая сила должна оставить землю (Коровьев после перестрелки в кв.: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора»). И Сатанинский бал в ночь с пт на сб также укладывается в рамки поверий.

Воланд и Иешуа. Сбивает с толку благородство Воланда. Иешуа и Воланд не находятся в конфликтном состоянии. Они общаются. В сб Иешуа не может прийти сам, т.к. он в это время мертв. Посылает Левия Матвея. У них с Воландом – деловой разговор.

Это уже за пределами церкви.

Природа Воланда. (Ссылаться на Е.Г. ) Кто такой Воланд? Принято прдеставлять его как князя тьмы. Маргарита во время скачки увидела всех в подлинном обличае. Но Воланда разглядеть не смогла: у него не было очертаний; он видела только его коня и шпоры всадника.

Воланд – это сама тьма, первозданный мрак, который появился, когда Бог сказал: «да будет свет», разделив хаос на свет и тьму. Они браться и они не могут существовать друг без друга. Слова Воланда в разговоре с Л.Матвеем, что все в мире отбрасывает тень, - чистая диалектика. Есть свет и есть тьма, они взаимно обуславливают друг друга. Бог сказал, что свет – хорошо, но не сказал, что тьма – плохо.

Булгаковское мироздание напоминает магнит-подкову. Плюс и минус нельзя отделить друг от друга, т.к. неизвестно, где проходит граница. Да и разделенные, они не будут функционировать. Есть два оппозиционных первородных начала, их противостояние и создает основу мироздания. Закон единства и борьбы противоположностей – это первый закон диалектики Гегеля.

Был хаос, где все было смешано. Бог разделил хаос на два оппозиционных начала, дав им условия к жизни. Две силы, о которых идет речь, были когда-то одним целым, и они не забыли этого. И хотя они оппозиционны, между ними может не быть личной вражды.

Бриллиантовый треугольник на портсигаре и часах Воланда – это знак Бога-отца. Тьма такое же дитя Создателя, как и все остальное.

Ипостаси. Тьма и свет – абстратктные категории, отвлеченные начала, он они могут приобретать видимые формы – ипостаси.

Так, Воланд, Князь тьмы, Консультант с копытом – ипостаси мрака.

Но свет тоже имеет свои ипостаси. В этом смысле Б. – человек века. В конце ХIХ века начали говорить (а философ-мистик Геккертон писал прямо), что наблюдаемое определенное сходство истории ИХ с Буддой, Дионисом не случайно. Свет имел целый ряд ипостасей, от тысячелетия к тысячелетию все более совершенных, и ИХ – самая совершенная его ипостась (христианство изначально знает, что Христос – свет).

Апокриф. Иешуа – не совсем Христос. Булгаков создает новый апокриф, опираясь на апокрифические тексты, делает много отступлений от канона. Он меняет возраст Иешуа на «лет двадцати семи», число апостолов уменьшает до одного, даже имя: Иешуа = Иисус на одном из арамейских диалектов.

Центром всего происходящего является арамейский город.

Ночь бала. В ночь с пт на сб владыка тьмы дает Великий бал. Почему бы, собственно говоря, Сатане не порадоваться? Почему именно эта ночь? В пт Иешуа распяли. В казни есть 2 интересных обстоятельства:

1. Иисус был распять между двумя разбойниками. Один из них сказал: «Верю в тебя». И Христос взял его с собой в рай. Здесь «Великая мудрость»: человек уверовал в сердце своем, и Христос видел его сердце.

2. Берлиоз заказал атеистическую поэму к Пасхе. А у Бездомного она не получается. И Берлиоз как человек начитанный прав, говоря, что в каждой восточной религии присутствует непорочная дева. Однако христианство – единственная религия, где Бог был осужден и казнен.

Эта ночь – ночь великого прощения для осужденных, их праздник. Такой, как они, был 2 тысячи лет назад прощен и допущен в рай. И гости на балу – только они. Это и ночь сошествия Христа в ад, чтобы вывести оттуда Адама и Еву. Ночь Великого прощения.

Бал – типичный Дионисийский праздник, праздник смерти и возрждения. И проходит он как вакханалия.

Прощение. Бал – не просто праздник в память о событиях двухтысячелетней давности. Один осужденный должен быть прощен. Только один; но впереди – Вечность, все остальные должны уйти с надеждой, поэтому королева должна улыбнуться каждому.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 267
Бесплатно скачать Сочинение: К анализу романа Булгакова Мастер и Маргарита