Сочинение: Н.С. Хрущев
ВВЕДЕНИЕ.
Время, когда Советским Союзом управлял Никита Сергеевич Хрущев, кажется мне интересным по нескольким причинам: во первых, в этот период произошло великое множество событий, во многом определивших дальнейшее развитие многих стран; во вторых, произошла очередная для России смена политического курса; в-третьих, это время прошло не так давно - все эти события свершились немногим более тридцати лет назад.
Когда Хрущев пришел к власти, международная обстановка была очень сложной. После второй мировой войны мир, объединившийся было для победы над фашизмом, снова разбился на несколько лагерей. Отношения между капиталистическими странами и СССР продолжали прогрессировать в сторону ухудшения.
Получив управление страной в такое сложное время, Хрущеву пришлось проявить весь свой управленческий и дипломатический талант, чтобы уладить отношения противоположных лагерей. Внешняя политика СССР получила совершенно противоположные принципы: улучшение международных отношений, разрядке напряженности и разоружении.
Нельзя говорить о деятельности Хрущева, не зная о нем ничего. Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971) был выходцем из беднейшего крестьянства Курской губернии. Как и большинство детей бедняков, он был вынужден пойти работать уже в 12 лет. В 1918 г. вступил в партию большевиков, участвовал в гражданской войне. После гражданской войны начинается партийная карьера Н.С.Хрущева. Сначала на периферии, затем - в Москве (с 1935 г. он возглавляет Московские городскую и областную партийные организации), позднее - на Украине (В 1938 г. он становиться первым секретарем ЦК КП (б) Украины и кандидатом в члены Политбюро, а еще через год - членом Политбюро ЦК ВКП (б)).
Во время Великой Отечественной войны Хрущев в разные периоды был членом военных советов Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов. Закончив войну в звании генерал-лейтенанта, Н.С.Хрущев вернулся на Украину, где с 1944 по 1947 г. работал председателем Совета Министров Украинской ССР, затем вновь был избран первым секретарем ЦК КП (б).
С декабря 1949 г. он опять попадает в Москву на ту же должность - первого секретаря Московского и областного комитетов партии. С марта 1953 г., после смерти Сталина, целиком сосредатачивается на работе в ЦК, а в сентябре 1953 г. избирается Первым секретарем ЦК. В 1958 г. Н.С.Хрущев становиться Председателем Совета министров СССР. Уходит он с этих постов после Пленума ЦК в октябре 1964 г., где он был освобожден от занимаемых должностей "по состоянию здоровья". Он получил звание персонального пенсионера союзного значения. Никита Сергеевич Хрущев умер 11 сентября 1971 г.
Такова краткая биография Н.С.Хрущева, человека, который стал символом целой эпохи в жизни Советского Союза. Уже по ней ясно, каким неординарным человеком он был. Эта неординарность сыграла свою роль и во внешней политике СССР. 2. ЛИБЕРИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА.
Внутренняя эволюция СССР после смерти Сталина повлекла новую ориентацию страны и в сфере внешней политики. Журналистские сообщения изменились: они заметно смягчились. Для людей это было удивительно: ведь раньше людям твердили только о негативных чертах Запада. Пресса начала писать не только о том, что плохого произошло в других странах, но и о том полезном, что можно там найти. Обновляя контакты с зарубежными странами, Советское правительство старалось расширять торговые отношения. Это было выгодно не только СССР, но и западным странам, которые получили возможность выхода на новый, обширный рынок своей продукции, чего они были лишены после второй мировой войны. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой. Правительство СССР установило прямые контакты и начало обмен делегациями с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов, аккредитованных в Москве.
Событием, изменившим расстановку сил в послевоенном мире, стал стал запуск 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли. С этой даты начался отсчет "космической эры". Превосходство советской науки было усилено первыми временными неудачами аналогичных экспериментов в США. Кульминацией стал день 12 апреля 1961 года: впервые человек, советский космонавт Юрий Гагарин, совершил орбитальный полет вокруг Земли.
Успехи СССР в освоении космического пространства явились результатом деятельности блестящей группы ученых, возглавляемых академиком Королевым. Идея обогнать американцев в запуске спутника исходила как раз от него. Хрущев был горячим сторонником Королева. Успех этих начинаний имел огромный политический и пропагандистский резонанс в мире. Дело в том, что СССР был окружен кольцом американских военных баз, на которых находилось ядерное оружие, т.е. Советский Союз находился фактически под прицелом США. Для СССР же США оставались практически неуязвимыми, так как у него не было таких баз. Теперь же положение в корне изменилось Советский Союз отныне владел не просто ядерным оружием, но и межконтинентальными ракетами, способными доставить его в заданную точку мира. С этого времени США утратили неуязвимость из-за океана. Теперь и они оказались под той же угрозой, что и СССР. Если до этого момента в мире существовала одна сверхдержава, то теперь появилась вторая, более слабая, но имеющая достаточный вес для определения всей мировой политики. На американцев, недооценивавших возможности своего противника, это произвело шоковое впечатление. США и всему миру отныне пришлось учитывать мнение Москвы в решении международных вопросов.
Положительным сдвигом в международной обстановке стало совместное обсуждение главами ведущих государств, впервые после окончания второй мировой войны, современных проблем. А первой такой встречей было совещание в Женеве 18-23 июля 1955 г. глав правительств СССР, Англии, Франции и США. Хотя к каким-либо договоренностям прийти не удалось, но даже просто сам факт созыва этого совещания имел положительное значение. Предложения СССР носили больше пропагандистский характер, а западные западные державы требовали от СССР реальных действий: проведение демократизации в восточноевропейских странах, а также решения вопроса о создании единых австрийского и германского государств (в восточной части Австрии по-прежнему находились советские войска, а ГДР существовала с 1949 г.). СССР же вынес же такое нереальное предложение, как заключение договора о коллективной безопасности в Европе без каких-либо предварительных консультаций. Естественно, что это предложение было отвергнуто в западноевропейских столицах. 3. ДИПЛОМАТИЯ РАЗОРУЖЕНИЯ.
Другой проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно с США, было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз к удивлению США достиг значительных успехов. Однако это было трудное соревнование, которое налагало на нашу экономику непосильное бремя и не позволяло повысить уровень жизни советских людей, который оставался по-прежнему низким.
Действия СССР в этом направлении были очень активными: во второй половине 50-х годов было сделано множество инициатив в области разоружения. Было предложено резко сократить все виды вооруженных сил и оружия, причем приступать к разоружению предлагалось немедленно, не предусматривался какой-либо контрольный механизм, разоружение должно было проводиться сразу, без разбиения на этапы. Но западные лидеры недаром были известны своим прагматизмом, поэтому инициативы СССР, будучи рассмотренными как нереальные и не заслуживающие обсуждения, были также отвергнуты.
Советское правительство пыталось отстоять свои предложения. Для этого было проведено крупное одностороннее сокращение Вооруженных сил. В августе 1955 г. Верховный Совет СССР принял решение о их сокращении на 640 тыс. человек. На сокращение пошли и другие социалистические страны Европы. На это снижение численности армии не закончилось: 14 мая 1956 г. руководство СССР решило в течение года осуществить еще более значительное сокращение своих Вооруженных Сил - на 1,2 млн. человек сверх проведенного в 1955 г. В 1957 г. СССР внес в ООН ряд предложений о приостановке испытаний ядерного оружия; о принятии обязательств об отказе применения атомного и водородного оружия; о сокращении вооруженных сил СССР, США, Китая до 2,5 млн., а затем - до 1,5 млн.; о ликвидации баз на чужих территориях. В 1958 г. СССР прекращал в одностороннем порядке проведение ядерных испытаний, ожидая аналогичного шага от западных стран. А в сентябре 1959 года Н.С.Хрущев выступил на Ассамблее ООН с программой "всеобщего и полного разоружения" всех стран, которая была довольно холодно встречена капиталистическими странами. Но в целом западные страны настороженно отнеслись к инициативам СССР и выдвинули ряд таких встречных условий, как разработку разработку мер доверия и контроля за исполнением принятых решений. А от этих мер в свою очередь отказывался Советский Союз, рассматривая их как вмешательства во внутренние дела. Получился замкнутый круг: Советский Союз делал предложения, заранее зная, что на них не согласятся.
Главным своим противником на международной арене СССР рассматривал США. Это было следствием того, что эта страна была единственным противником, способным поразить Советский Союз. Для нейтрализации этой угрозы главную ставку в развитии Советской Армии Н.С.Хрущев делал на развитии Ракетных войск стратегического назначения, подчас пренебрегая развитием других родов и видов войск. Такая политика была недальновидной, и в дальнейшем принесла значительный урон Вооруженным силам СССР.
Н.С.Хрущев был первым главой не только советского, но и русского правительства, который нанес визит в США в сентябре 1959 года. Две недели он путешествовал по Америке. Визит закончился переговорами с президентом США Эйзенхауэром. Однако никаких соглашений подписано не было. Тем не менее в этой встрече были заложены основы прямого диалога между двумя странами в будущем.
Иллюзиям от визита Никиты Сергеевича в США неожиданно положил конец инцидент, когда 1 мая 1960 года американский самолет-разведчик был сбит ракетой над Уралом. Пилот был захвачен живым вместе со шпионской аппаратурой. США были поставлены в затруднительное положение. Эйзенхауэр взял ответственность на себя. Н.С.Хрущева критиковали и соотечественники и союзники за чрезмерную уступчивость, поэтому он был вынужден принять серьезные дипломатические меры.
Инцидент случился накануне новой встречи в верхах, назначенной на 16 мая в Париже. Советское правительство более двух лет требовало такой встречи. В тот момент, когда все уже собрались во французской столице, Н.С.Хрущев потребовал, чтобы перед началом переговоров американский президент принес извинения. Поэтому переговоры не могли быть даже начаты. Уже согласованный ответный визит, который Эйзенхауэр как первый американский президент должен был нанести в СССР, был отменен. Обстановка обострилась. СССР был окружен цепью из 250 американских баз. Однако новые факторы давали ему возможность преодолеть этот барьер и поразить далекого противника. Дело в том, что после берлинского кризиса в СССР была испытана водородная бомба, которая была эквивалентна 2500 бомбам, сброшенным на Хиросиму. 4. ОТНОШЕНИЯ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ.
Вторая половина 50-х - первая половина 60-х годов характеризовалась улучшением отношений Советского Союза с различными странами: Турцией, Ираном, Японией, с которой в 1956 г. была подписана декларация, предусматривающая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений, тогда же велись двусторонние переговоры с Англией, Францией. В 1958 г. было заключено соглашение с США о сотрудничестве в области культуры., экономики, обмена делегациями ученых, деятелями культуры и др. Произошла нормализация отношений с Югославией.
4.1 БЕРЛИНСКИЙ КРИЗИС.
Одной из многих проблем, стоявших перед СССР во внешней политике, была задача стабилизации ситуации в послевоенной Европе. Необходимо было юридически закрепить ситуацию, сложившуюся после второй мировой войны.
Главной же европейской проблемой оставался "германский" вопрос. Советский Союз выступал за подписание мирного договора, который не был заключен за столько лет после войны, однако речь шла о договора не с Германией, которой больше не существовало, а с обоими немецкими государствами.
Предложение, выдвинутое коллективно странами Варшавского Договора в мае 1958 года, было отвергнуто США и их союзниками, выступившими против любого официального признания ГДР. Формально их политика была направлена на старый вариант объединения, то есть под главенством ФРГ. Это влекло за собой и непризнание блоком НАТО новых земель, принадлежавших Польше после окончания войны, между реками Одер и Нейсе.
Несговорчивость двух различных блоков привела в результате к серьезному кризису 1961 года в Германии. Согласно потсдамским мирным соглашениям, Берлин, как и вся Германия, был разделен на три оккупационные зоны: СССР, США и Англии. СССР отдал свою зону ГДР в 1949 г., которая после этого стала столицей социалистической Германии, а США и Англии образовали из своих зон Западный Берлин, территорию, фактически подвластную ФРГ. Территорию Западного Берлина западные государства использовали как базу для работы спецслужб. В то же время многие не согласные с порядками в Восточной Германии рассматривали Западный Берлин в качестве транзитного пункта для переезда на Запад, а те, кто остался в стране, - в качестве удобного места для контактов с представителями политических сил Запада. Правительства СССР и ГДР считали Западный Берлин "рассадником империализма", и делали все возможное для ограничения его отрицательного воздействия на немецкой земле. Весной-летом 1961 г. в ГДР произошло обострение политического кризиса, вызванное тем, что значительная часть населения страны, прежде всего молодежь в крупных городах, стала открыто выступать за изменение политического строя страны.
С территории Западного Берлина Западом проводилась активная политика оказания широкой финансовой, материальной и организационной помощи недовольным. Перед правительством ГДР со всей очевидностью встал вопрос об отделении Западного Берлина от его остальной части. Для прекращения контактов между "внутренней и внешней контрреволюцией" была возведена знаменитая стена из бетонных плит. После этого попасть из Западного в Восточный Берлин стало возможным только через контрольно-пропускные пункты.
Конечно, создание Берлинской стены привело не к укреплению международных отношений, а отрицательно сказались на их развитии в Европе и во всем мире. Налаживание отношений было отложена еще на несколько лет.
4.2 КАРИБСКИЙ КРИЗИС.
Вслед за "берлинским кризисом" последовал еще один, на фоне которого события "берлинского кризиса" казались не столь серьезными. Он получил название "карибского", или, как его называют в странах Запада, "ракетного кризиса". Этот кризис поставил мир на грань мировой катастрофы, так как СССР и США, как никогда ранее, оказались у черты термоядерной войны.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--