Сочинение: О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира «Гамлет»

Опыт углублённого преподавания литературы в старших классах убеждает, что наиболее действенным является деятельностный подход, концепцию которого в воспитании младших школьников разрабатывали Л.В.Занков, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин.

Деятельностный подход предусматривает не сообщение учителя, а отчёт учащихся о наблюдениях над художественным произведением.

Итак, первый этап изучения литературного произведения – собирание учащимися наблюдений, при этом школьники учатся добросовестности, скрупулёзности, усидчивости, развивают внимание в работе над словом. Такие наблюдения выполняют все учащиеся. Готовя новый материал, они имеют право на консультации в любом объёме.

Вместе с тем при подготовке нового материала есть элемент риска: оценку получает тот, кто согласен на её появление в журнале. Однако все ученики внимательно прочитывают произведения, а на уроках, при размышлениях над наблюдениями, идёт напряжённая творческая работа, работа мысли. Урок строится как спектакль, в котором на первом месте – интрига мысли или чувства.

Деятельностный подход ярко выражается в форме уроков: уроки-размышления, уроки-исследования, подготовленные или импровизированные полемики, ролевые игры.

Проиллюстрируем высказанные соображения на примере урока в 10-м классе по трагедии В.Шекспира “Гамлет”.

Подготовительная работа: вступительная беседа об эпохе Возрождения, об особенностях этой эпохи в Англии, о личности и творчестве В.Шекспира, чтение учениками текста трагедии, просмотр художественного кинофильма “Гамлет”, подготовка индивидуальных заданий: создание опорных схем, рисунков, сообщения “Шекспир. Трагедия “Гамлет”. Сонеты. Общие идеи и настроения”; подготовка выразительного чтения стихотворения Б.Пастернака “Гамлет”.

На доске: тема урока, название книги, по которой готовился урок (Аникст А. Трагедия Шекспира “Гамлет”. М.: Просвещение, 1986), два эпиграфа и свободное место для рисунков, схем.

У ч и т е л ь ч и т а е т э п и г р а ф ы:

“...онвесьживётдлясамогосебя, онэгоист, онскептик, ивечновозитсяиноситсяссамимсобою”.

И.С.Тургенев

“...прекрасное, чистое, благородное, высоконравственноесущество”.

И.В.Гёте

Какие разные оценки образа! Со времени создания трагедии читатели и зрители по-разному оценивают Гамлета, трагедия вызывает противоречивые толкования.

Почему? В.Гюго так ответил на этот вопрос: “На наш взгляд, “Гамлет” – главное создание В.Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени”. Итак, это создание великое, поэтическое. Но есть ещё одна причина. Определите, о каком времени сказал поэт.

Ивфилософиицаритсомненье,

Погасогонь, осталосьтолькотленье,

Пропалисолнцеиземля, игде

Тотум, чтонампомочьбымогвбеде;

Распалосьвсё, нивчёмпорядканет.

Ученики уверенно отвечают, что это написал наш современник о нашей стране.

Учитель: Это стихи современника Шекспира Джона Донна, написанные в 1611 году. Шекспир (и Донн) сумел сказать об общечеловеческом, о том, что волнует всех во все времена.

Как вы поняли, это произведение – трагедия. Почему?

Ученики говорят о трагических событиях и судьбах в этом произведении.

– Давайте разберемся, в какой обстановке действует Гамлет.

Ученики (заранее подготовившие сообщения) рассказывают, используя цитаты, что Гамлет страдает от того, что “век расшатался” (в оригинале “The time is out of joint” – “время вышло из пазов”, “вывихнулось”).

Гамлет остро ощущает, что “Дания – тюрьма”. Образы болезни, телесных недугов, язвы определяют состояние страны (приводится множество цитат из трагедии).

Ученик комментирует свою иллюстрацию к трагедии. На рисунке – свидание Гамлета и Офелии. Повторяющийся мотив – решётка: на окнах, на полу, тень от перил, даже в покрое платья. Герои рисунка как бы за решётками, вставленными одна в другую. Выйдут из-за одной – оказываются в другой клетке.

Ещё одно сообщение – сравнение обоих мотивов в сонетах Шекспира и в трагедии “Гамлет”. Подчёркивается осознание лирическим героем сонетов окружающего мира как трагического.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 197
Бесплатно скачать Сочинение: О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира «Гамлет»