Сочинение: Особенности словарной работы на уроках чтения и русского языка с учащимися 1 классов специальной (коррекционной) школы IV вида
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное управление образования Псковской области
Главная аттестационная комиссия
Особенности словарной работы на уроках чтения и русского языка с учащимися 1 классов специальной (коррекционной) школы IV вида
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Исполнитель: О.И. Коршакова
Научный консультант: доцент кафедры педагогики и
психологии начального и дошкольного образования
ПГПУ им.С.М. Кирова,
кандидат педагогических наук
Домбек Светлана Олеговна
Псков, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Своеобразие речевого развития, словарного запаса младших школьников с нарушением зрения и содержание словарной работы с ними
1.1 Особенности развития речи детей с нарушениями зрения
1.2 Содержание и задачи словарной работы в начальных классах коррекционных школ
Глава 2. Коррекционная направленность словарной работы на уроках чтения и русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы IV вида
2.1 Особенности словарной работы на уроках чтения и русского языка в 1 "Б" классе (2007\08 уч. г) в ГОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 IV вида" г. Пскова
2.2 Методические рекомендации учителям по проведению словарной работы в 1 классах коррекционных школ IV вида
Заключение
Список литературы
Введение
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку "заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений".
Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы в учреждениях для детей с нарушением зрения является формирование у них правильной речи. Полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем предметном мире, оказывается одним из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка.
Деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не нарушается. Овладение речью и ее функциями, а также структурой происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушение зрения накладывает на этот процесс определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья.
В целом речь детей с нарушением зрения при правильном формирующем воздействии педагогов и родителей может достичь нормального уровня и послужить мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности детей во всех видах деятельности.
Целью нашего исследования является разработка методических рекомендаций для учителей по проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе IV вида на уроках русского языка в начальной школе.
Перед собой мы выдвинули следующие задачи:
изучить психологическую, дидактическую, методическую, специальную литературу по проблеме исследования;
рассмотреть особенности развития речи детей с нарушением зрения;
разработать ряд занятий, упражнений по русскому языку для 1 класса специальной (коррекционной) школы IV вида, которые носили бы коррекционную направленность;
на основе полученных теоретических и практических знаний, выводов, разработать методические рекомендации для учителей 1 классов специальной (коррекционной) школы IV вида по проведению словарной работы на уроках русского языка.
В ходе нашей работы мы планируем воспользоваться теоретическими (изучение и анализ литературы по проблеме исследования) и практическими (разработка и внедрение методических рекомендаций для учителей) методами.
В качестве опытно-экспериментальной базы мы намерены использовать работу с учащимися 1 "Б" класса (2007/08 уч. год) ГОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 IV вида" г. Пскова.
Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Глава 1. Своеобразие речевого развития, словарного запаса младших школьников с нарушением зрения и содержание словарной работы с ними
1.1 Особенности развития речи детей с нарушениями зрения
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--