Сочинение: Повести Гоголя
I. Русская классика.
II. Сравнение “Миргорода” и “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
III. “Вий”.
1. Преемственность и различия гоголевских циклов в повести “Вий”.
2. “Вий” и роман Нережного “Бурсак”.
3. Образ философа Хомы.
IV. “Старосветские помещики”.
1. Жизнь главных героев.
2. Отличие от повестей “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
V. “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
1. Углубление реалистических и сатирических тенденций.
2. История повести.
3. Сопоставление повести с романом В. Нережного “Два Ивана, или страсть к тяжбам”.
VI. “Тарас Бульба” - исторический роман.
1. Жизнь казачества.
2. Источники повести.
3. Редакции “Тараса Бульбы”.
4. Запорожская Сечь и её герои.
5. Жизнь Тараса Бульбы.
6. Образ Андрия.
7. Гоголевский юмор.
8. Русский романтизм.
VI. Последние месяцы жизни Гоголя.
Каждый большой художник – это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту – значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую ступень духовного, эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя – драгоценный кладезь художественного и душевного, можно сказать, “человековедческого опыта”, имеющего громадное развития общества. Щедрин называл художественную литературу “сокращённой вселенной”. Изучая её, человек обретает крылья, оказывается способным шире, глубже понять историю и тот всегда беспокойный современный мир, в котором он живёт. Великое прошлое невидимыми нитями связано с настоящим. В “художественном наследии запечатлены история и душа народа. Вот почему оно – неиссякаемый источник его духовного и эмоционального обогащения.
В этом же состоит реальная ценность и русской классики. Своим гражданским темпераментом, своим романтическим порывом, глубоким и бесстрашным анализом реальных противоречий действительности она оказала громадное влияние на развитие освободительного движения России. Генрих Манн справедливо говорил, что русская литература была революцией “ещё до того, как произошла революция”.
Особая роль в этом отношении принадлежала Гоголю. “…Мы не знаем, - писал Чернышевский, - как могла бы Россия обойтись без Гоголя”. В этих словах, возможно, всего нагляднее отразилось отношение революционной демократии и всей передовой русской общественной мысли XIX века к автору “Ревизора” и “Мёртвых душ”.
Герцен говорил о русской литературе: “…слагая песни, она разрушала; смеясь, она подкапывалась”. Смех Гоголя также обладал огромной разрушающей силой. Он подрывал веру в мнимую незыблемость полицейско-демократического режима, которому Николай I пытался придать ореол несокрушимого могущества; он выставлял на “всенародные очи” гнилость этого режима, всё то, что Герцен называл “наглой откровенностью самовластья”.
Появление творчества Гоголя было исторически закономерно. В конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века перед русской литературой возникали новые, большие задачи. Быстро развивающийся процесс разложения крепостничества и абсолютизма вызывал в передовых слоях русского общества всё более настойчивые, страстные поиски выхода из кризиса, будил мысль о дальнейших путях исторического развития России. Творчество Гоголя отражало возраставшее недовольство народа крепостническим строем, его пробуждавшую революционную энергию, его стремление к иной, более совершенной действительности. Белинский называл Гоголя “одним из великих вождей” своей страны “на пути сознания, развития, прогресса”.
Один из его сборников получил название “Миргород”(1835 год). Повести, служащие продолжением “Вечеров на хуторе близ Диканьки” - таков подзаголовок “Миргорода”.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--