Сочинение: Роль пейзажа в творчестве А.И. Куприна (на материале рассказов А.И. Куприна)
Учащейся 11 «А» класса
МОУ Лицея № 37
Шилиной Ксении Андреевны
Научный руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Красова Ирина Борисовна
Саратов, 2008 г.
Содержание:
Введение
1. Пейзаж как компонент художественного текста
2. Пейзаж в семантико-стилистической структуре рассказов А.И. Куприна
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Обращение к исследованию семантики текста характерно для современной лингвистики.
В Советском Энциклопедическом словаре даётся следующее определение слова: семантика:
1. То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов;
2. Значения единиц языка;
3. Один из аспектов изучения знаков в семиотике.
В соответствии с пониманием семантики как всего содержания, информации, передаваемых языком или какой-либо его единицей, рассматривая художественный текст, можно говорить о том, что носителями доминирующих смыслов являются единицы семантики.
Художественный текст не распадается на отдельные части, не зависящие друг от друга, а выступает как структурно-смысловое целое, каждый компонент которого является носителем признаков текстового единства. Следовательно, правомерно исследовать любой компонент художественного текста с целью установления примет структурно-семантического единства текста. В данной работе анализируются пейзажные описания как часть целого текста.
Пейзаж – изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода автора.
Изучение предметного мира произведения, в который, наряду с интерьером и бытовыми реалиями, входит пейзаж, - одна из актуальнейших и недостаточно разработанных проблем в анализе художественного текста.
Исследователи указывают на философско-эстетическую содержательность элементов предметного мира, в том числе и пейзажа, в художественном произведении. В современном литературоведении пейзажное мастерство изучается в аспекте его сложных связей с мировоззрением и эстетической позицией писателя, то есть в аспекте концептуально-эстетических функций картин природы в художественной литературе.
От авторской позиции зависит смысл, вкладываемый в картины природы, их взаимосвязь с другими компонентами художественного произведения, а, следовательно, и языковые средства, используемые для описания природы и включения пейзажа в систему текста.
Материалом для анализа являются пейзажные описания в рассказах А.И. Куприна. Такой выбор обусловлен не только признанием исследователями мастерства этого писателя в области создания словесных пейзажей. В творчестве Куприна получил развитие реалистический метод изображения действительности. Литературоведы связывают его творчество с традициями русских классиков Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. Но разные взгляды на жизнь, разное миросозерцание отразилось на идейно-эстетической системе писателя.
Выбор для изучения пейзажных описаний именно в жанре рассказа обусловлен рядом причин. Во-первых, этот жанр является ведущим и наиболее характерным в творчестве писателя. Во-вторых, рассказ – небольшое по объему произведение, что позволяет вести его целостный анализ.
Итак, целями данной работы являются:
1. наблюдение за функционированием языковых средств, представляющих пейзаж как часть текста;
2. сопоставление роли пейзажа в семантико-стилистической системе рассказов Куприна;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--