Сочинение: Русская классика и современность на уроке литературы
3. Сложность восприятия русской классики современными школьниками
4. Изучение литературы в современной школе ( разговор о Боге в произведениях русской литературы).
5. Классическая и текущая литература, что важнее?
Литература - одно из высших проявлений человеческого духа, источник бескорыстной радости постижения мира и самопознания. Цель литературного образования - интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности, формирование взглядов и нравственных ориентиров.
Существовавшая система ЛО являлась органической частью административно-командной системы в области образования. Она была основана на принципах единомыслия, принудительного уравнивания, классовых подходов, партийности, социалистического реализма, догм и стереотипов. Литература превратилась в дополнительное пособие к истории. Предметом внимания школьников были не художественные произведения, а классовая идея.
С провозглашением приоритета общечеловеческих ценностей такие подходы к литературе недопустимы.
Новые программы предъявляют особые требования к профессионализму учителя, поскольку коренным образом преображается его роль и значение в процессе обучения, необычайно возрастает философский и психолого-педагогический уровень его подготовки. В них последовательно осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и художественных произведений, а также путей изучения конкретной темы. Введены произведения, входящие в круг детского чтения, но ранее не изучавшиеся в школе. Обогащены разделы зарубежной литературы, что позволяет учащимся воспринимать классическую словесность в контексте мирового литературного процесса.
В современной поэзии и прозе обозначены не только новые авторы, возвращаются забытые имена, дается творчество писателей русского Зарубежья.
Учитель вправе вносить в программный материал изменения (в пределах 20% от общего количества часов в данном классе), не нарушая логики курса.
По такому принципу построена "Программа по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений", рекомендованная Министерством образования России (научный руководитель Т.Ф. Курдюмова).
Для углубленного изучения предмета в школах гуманитарного профиля.
Министерство образования Российской Федерации предлагает программы А.Г. Кутузова и В.Г. Маранцмана (М.,Просвещение,1991,1992гг.)
Альтернативная программа по литературе для 5-9 классов опубликована в "УГ" N 18-21 за 1992г., разработана она Московским институтом развития образовательных систем (автор Княжицкий А.И.)
Количество часов, выделяемых на изучение русского языка и литературы в каждой конкретной школе или отдельном классе, зависит от того, какой учебный план избран для работы и какие изменения внесены в него.
При расхождении количества часов в учебном плане и программе, учителю дано право самостоятельно вносить коррективы, исходя из особенностей состава учащихся, уровня их языковой подготовки и литературного развития, /отредактированные программы утверждаются на методическом объединении/.
Творческие поиски учителей, вариативные подходы к обновлению содержания и методов преподавания должны всячески поощсяться, а программы не восприниматься как "командно-указующий, запретительно-ограничительный документ".
Программа Т.Ф. КУРДЮМОВОЙ
Цель литературного образования - становление духовного мира человека, изучение литературы как искусства слова, что предполагает систематическое чтение художественных произведений.
Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы всех классов. Выделяется три круга чтения: для чтения и изучения; для самостоятельного чтения и обсуждения в классе; для внеклассного чтения.
Эти круги чтения могут варьироваться в зависимости от конкретных условий.
Программа нацеливает на активное включение ученика в творчество на всех этапах литературного образования, что неразрывно связано с усилением его самостоятельности от класса к классу. Важна установка на творческое самостоятельное общение учащихся с произведениями искусства.
Содержание программы определяется миром интересов и предпочтений учащихся, структура - стремление помочь освоиться в мире искусства слова.
По-новому организованы разделы русской классики, зарубежной литературы, Русского Зарубежья, значительно расширены изучаемые жанры, вопросы теории литературы.[1]
Программа В.Г.МАРАНЦМАНА
В основе программы четыре принципа
1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, этапам развития читателя-школьника, что определяет отношение к предмету.
2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.
4. Ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколений.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--