Сочинение: С думой о России и о человеке по произведениям Куприна и Бунина
Родился Бунин 10 октября 1870 года. Отец и мать его принадлежали к старинному дворянскому роду.
Отец Бунина, Алексей Николаевич, вел бурную жизнь кутилы и игрока, разорился и вынужден был поселиться с семьей на хуторе в Елецком уезде Орловской губернии. Здесь провел свои детские и отроческие годы будущий писатель. «Тут,— писал он,— в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной».
Эта жизнь на хуторе — постоянное общение с дворовыми людьми, с ближними соседями, бывшими крепостными крестьянами, обогатила писателя. Здесь он впервые услышал печальные рассказы о прошлом, народные поэтические сказанья. Крестьянам и дворовым людям Бунин обязан своим первым знакомством с богатейшим русским языком. С особенной теплотой и сердечностью Бунин вспоминал также своего старшего брата Юлия Алексеевича. Это был хорошо образованный человек, активно участвовавший в общественной и политической жизни, переживший и тюремное заключение и трехлетнюю ссылку в уездную глушь. Юлии Бунин пробудил в младшем брате любовь к литературе, под его влиянием Иван Бунин полюбил книги, «один вид которых давал мне почти физическое наслаждение»,— вспоминал он в годы зрелости.
Гимназию Бунин так и не закончил, некоторое время он жил на хуторе у родителей, колеблясь в выборе профессии. Разорение семьи чувствовалось все сильнее и сильнее, и юноша решил уехать из родного дома. Вначале он поселился в Харькове у брата, затем переехал в Орел, работал в местной газете, служил в земстве в . Полтаве. Именно к этому времени и относится появление его первых, значительных для развития его творчества, произведений в печати. В эти годы Бунин «усердно учился, писал, ездил, ходил по Малороссии», и эти странствия надолго: сохранились в его памяти и отражены в ряде его рассказов, в частности в рассказе «Лирник Родион» (в первой редакции он назывался «Псальма»), проникнутом любовью к украинскому народу, восхищением врожденной его одаренностью. В пору странствий Бунина по Приднепровью, говоря его же словами, он «был влюблен в Малороссию, в ее реки, в ее села и степи, жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал песни и душу его».
Трудные годы, годы нужды и исканий прошли, литературная судьба Бунина складывалась счастливо, критика относилась к нему уважительно, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд», отдавали должное прекрасному русскому языку его рассказов.
В 1887 году, в одном из номеров петербургского ежедневного журнала «Родина», было напечатано стихотворение семнадцатилетнего юноши Ивана Бунина. В сентябре 1888 года стихи Бунина появились в «Книжках недели», в журнале, где часто печатались произведения Льва Толстого, Щедрина, Глеба Успенского.
С тех пор имя поэта Ивана Бунина начинает появляться на страницах ежемесячных и иллюстрированных журналов, а вскоре выходит и первая книжка его стихов.
В 1895 году в журнале «Новое слово» появился рассказ Бунина «На край света», рассказ, проникнутый горячим сочувствием к крестьянам-переселенцам из Украины, которых голод и нужда гнали из родного села в далекий Уссурийский край. В рассказе выделяется Василь Шкуть: «А вот на горе, возле мельниц, стойт в толпе стариков старый Василь Шкуть. Он высок, широкоплеч и сутул.От всей фигуры его ещё веет степной мощью, но какое у него скорбное лицо! Перед смертью оторвали его от семьи, от детей и внучат.» Люди с трудом расстаються со своими близкими, и Бунин указал на лицо, скорбное лицо Василя. «Уже почти все разбрелись по домам… Они чувствуют ту внезапную пустоту в сердце и непонятную тишину вокруг себя, которая всегда охватывает человека после тревоги проводов, при возвращении в опустевший дом.» В конце рассказа Бунин обращает наше внимание на ночлег переселенцев. При встрече земляка они с какой-то радостью встрепенулись,окружили его, улыбались и жали ему руку, словно не видались много-много лет.
Взволнованные встречей, засыпали они, и все думали об одном,- о далекой не известной стране на краю света, о дорогах и больших реках в пути, о родном покинутом селе. Они понимают что их всегда будет тянуть в родной дом, и поэтому, только-что оторванные от туда, им кажеться, что они за тысячу верст ото всего привычного, родного. Именно по этому они с такой радостью встречали земляка. Этот рассказ обратил на себя внимание читателей и литераторов. В 1897 году вышел в свет сборник рассказов молодого писателя, встреченный почти единодушными похвалами.
Его произведения на темы современной ему русской жизни, при всей их непосредственной художественно-впечатляющей силе, не так-то легки для обобщенно-теоретического понимания: «Антоновские яблоки», «Золотое дно», «Деревня», «Суходол», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Худая трава» и другие. Это относится и к произведениям, отражающим многочисленные поездки писателя по свету, его критические раздумья о судьбах буржуазной цивилизации: «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга».
Подробнее я хочу остановиться на произведении «Антоновские яблоки». Основной тон этого рассказа-монолога – грусть, хотя иногда прорывается и мажорная нота: « Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» Сладкие воспоминания о былом, рассказы старших воплощаются в такие стилистические и синтаксимческие формы, что простым соединением слов передаются сложные нюансы душевного состояния героя-рассказчика. Самое главное в рассказе не тоска по прошлому, а нечто более постоянное в чувстве жизни. Рассказ покоряет огромной художественной силой, лирической задушевностью, высокой поэзией родной природы.
Рассказ пронизан острым ароматом яблок и другими запахами - земли, крестьянской жизни, быта, труда: тонкий аромат опавшей листвы… запах меда и осенней свежести», «ржаной аромат новой соломы и мякины», запах костра, грибной сырости, «запах озябшего за ночь сада»…Целый букет – острый и многообразный – запахов жизни. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещчьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращенности жизни человека с природой, ее естественности, спаянности быта дворян и крестьян. Герой все время вспоминает о прошлом, вспоминает запомнившиеся ему запахи: «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие…» Все воспоминания рассказчика связаны с запахом прелестных яблок, ведь запахи и формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную жизнь вообще. Она прекрастна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда-то укоренившимся основам бытия, своей сращенностью с жизнью родной природы. Вот по этому наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни. Но для Бунина хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь, описанная в рассказе!»
Известности и репутации Бунина на родине сильно повредила его эмиграция и долгая, до самой кончины, жизнь на чужбине, во Франции. За границей от тосковал по родине, старался писать на русские темы по памяти. Изобразительное мастерство его как художника не потускнело. Он создал ряд интересных и значительных произведений: рассказ «Митина любовь», отчасти автобиографическую повесть «Жизнь Арсеньева» и др.
Писатель радовался успехам Советской Армии и после войны помышлял вернуться на родину. Но, к сожалению, этого не сделал— сильны оказались прежние предрассудки, какая-то оставшаяся внутренняя двойственность, дурное влияние эмигрантского окружения. А вместе с тем его глубоко правдивые, высокохудожественные произведения, проникнутые любовью к русским людям и русской природе, все больше и больше становились известными после войны в нашей стране. И в настоящее время Бунин предстает в нашем сознании пусть по-прежнему только как бытописатель дореволюционной России, но все же как крупнейший русский реалист, несомненно классический писатель, которого любят миллионы читателей.
Но часто получалось так: Бунина с раздражением поругивали не только М. Горький, действительно видевший недостатки писателя, но и тогдашние либеральствовавшие буржуазные критики, почитавшие себя столпами прогресса. Бунин им казался «отсталым», не умеющим шагать в ногу со временем. Отчасти и в самом деле какими-то архаическими, опоздавшими родиться выглядели главные мотивы его произведений: о разорении русского поместного дворянства, обнищании деревни, забитости, темноте и жестокости мужиков. Его творчество вселяло чувство безрадостности, бесперспективности русской жизни. Бунин никаких выходов не подсказывал и сам их, видимо, не знал. Все в творчестве Бунина, однако, было гораздо сложнее, чем казалось многим на первый взгляд.
То, что Бунин родился в дворянской семье, имело, конечно, большое значение для его мировоззрения.
В том же «Суходоле» изображаются и дикие проявления крепостничества, и поэтому односторонней идиллии все же не получалось. Суходол – семейная хроника столбовых дворян Хрущевых. Наташа – «молочная сестра нашего отца, выросшая с ним в одном доме, целых восемь лет прожила у нас в Луневе, прожила как родня, а не как бывшая раба, простая дворовая».
Отца Наталии сослали в солдаты, а мать-птичница умерла от страха наказания, когда град побил индюшат.
Добрей суходольских господ не было, но и «горячее» их тоже не было.
Петр Кириллович выписывает для детей своих – Тони и Аркадия учителей-французов, не отпускает детей учиться в город. Затем Петр Петрович приезжает в отставку вместе с другом Войткевичем . Молоденькая Тоня влюбляется в Войткевича. Они встречались и проводили много времени вместе: Тоня поет романсы, Войткевич читает ей стихи. Но Войткевич неожиданно уезжает (он не смог объяснится с Тоней). Из-за этого Тоня сходит с ума, заболевает, не контролирует свое поведение.
Наташа влюбляется в Петра. Она очень счастлива, что может общаться с ним и неожиданно крадет у него зеркальце. Пропажа обнаруживается и на Наташу обрушивается позор и стыд: Петр приказал сослать на дальний хутор. Наташа отправляется на хутор и по дороге падает в обморок при виде офицера, похожего на Петра Петровича.
Петр стал жить в усадьбе и решил устроить званый обед, чтобы завести нужные знакомства. Дедушка вообразил ,что он хозяин и суетился с самого утра, устраивая какую-то церемонию для приема гостей. Дед постоянно путается у всех под ногами, говорит глупости. Это очень раздражает Герваську и он прямо за столом оскорбляет деда. Герваська был признан главным слугой и нужно было всем считаться с ним в доме. Гости остаются ночевать. Утром дед пришел в зал переставлять мебель, внезапно появляется Герваська и кричит на деда. На попытку деда оказать сопротивление – бьет его в грудь и дед падает, ударяясь виском о ломберный стол и умирает. Герваська исчезает из усадьбы.
Петр женится на Клавдии Марковне и она хозяйничает в усадьбе. Наташу возвращают из ссылки по требованию Тони. У Петра и Клавдии должен появится ребенок. Тоня постоянно издевается над Наташей, которую приставили к ней ухаживать, но Наташа быстро находит общий язык с барышней. Она отказывается идти замуж ( в связи со своими снами), считает себя старухой. Тоня постоянно ожидает беды и заражает страхами Наталью.
Дом постепенно наполняется «божьими людьми», один из которых Юшка. Он поселился в Суходоле, назвавшись бывшим монахом. Вещие сны Натальи сбываются - она забеременела от Юшки, который через месяц исчез. Вскоре в доме случился пожар, и Наташа теряет ребенка от пережитого потрясения. Тоню пытаются вылечить – но напрасно. Одажды Петр ехал домой от любовницы, и его насмерть зашибла лошадь копытом. Дом опустошается. Умирают все соседи и их сверстники. Доживающие здесь свои дни – Тоня, Наташа, Клавдия – коротают вечера в молчании. Никто уже не помнит, кто где захоронен, все позабыли Хрущевых.
В центре повести - судьба рода дворян Хрущевых.Расказведетсяот первого лица, одним из отпрысков Хрущевых, и создается ощущение, что рассказчик – Бунин. Особенностью композиции повести является то, что в ней есть «рассказ в рассказе»: особую нить повествования ведет крепостная Хрущевых, а она же и их жертва Наталья. Ее рассказ – спокойное, отстраненное от собственной драматической судьбы повествование – по принципу : «они наши господа, а мы их рабы».Трагедия Натальи в том, что в ней убито человеческое достоинство, она сознательно утверждает свое рабство. Линия Натальи играет еще одну важную роль для Бунина: писатель ведет к мысли о кровном родстве дворян и крестьян.С одной стороны он испытывает боль за Наталью, со злостью говорит о самодурстве помещиков, присвоивших себе праворешать судьбы людей, с другой – соглашается с ней насчет родства, и его злость смягчается досадой: «Мы ли не чувствовали, что Наталья, полвека своево прожившая с нашим отцом почти одинаковой жизнью,- истинно родная нам, столбовым господам Хрущевым! И вот оказывается, что господа эти загнали отца ее в солдаты, а мать в такой трепет, что у нее сердце разорвалось при виде погибших индюшат!» Объективные картины, созданные в повести, беспощадно обнажают нравственную и психологическую одичалость крепостников. На фоне полной деградации дворян прослеживается тема народа, его нравственного здоровья, естественной доброты. Это крестьянин Евсей Бодуля, которому выпала доля быть своеобразным спутником Натальи на ее скорбных дорогах.Это и с любовью изображенная семья украинца Шарого, приютившая Наталью в ее изгнании. Особую тему повести – тему трагедии народа, искалеченного крепосничеством, ведет образ Натальи. Бунин прибегает к своему излюбленному приему – яркой детали. Деталь эта, вынесенная в конец повести,играет роль скорбного обобщения: «Когда случилось нам отдыхать от городов в тихой и нищей глуши Суходола, снова и снова рассказывала Наталья повесть своей погибшей жигни… И все вспоминался мне грубый образ святого, весевшей в углу лакейской старого нашего дома. Обезглавленный, пришел святой к согражданам, на руках принес свою мертвую голову – во свидетельство своего повествования…»
Полную нежизнеспособность барства в сложных современных условиях Бунин изобразил в рассказах «Золотое дно». В произведении «Золотое дно» снова затрагивается тема родного человеку места, тема родины.Как и в «Антоновских яблоках», герой-рассказчик вспоминает о прошлом, он не может забыть то прекрасное, что осталось у него в памяти. Корней (кучер, молодой загорелый мужик с умными, слегка прищуренными глазами) рассказывает о тех изменениях, которые произошли. Во второй главе герой вспоминает рассказы о старике Кологривове. Проезжая по местности, герой любуется природой «И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей…»
За тем герой решает , проезжая Батурино, посетить продающийся дом. «Сад еще до сих пор густ и живописен, и, как на идиллическом пейзаже, стоит за ним серый большой дом под буро, ржавой крышей… Но усадьба, усадьба! Целая поэма запустения! От варка остались только стены, от людской избы – раскрытый остов без окон, и всюду, к самым порогам, подступили лопухи и глухая крапива… Темно, душно, стены закопчены дымом махорки… окна с радужными от старости стеклами… А я медленно прохожу в большой гулкий зал, где в углах свалены книги, пыльные акварельные портреты, ножки стулов…Галка вдруг срывается с криво висящего над ломберным столиком зеркала и на лету ныряет в разбитое окно…Вздрогнув от неожиданности, я отступаю к стеклянной двери на рассохшийся балкон, с трудом отворяю ее…»
Перед посещением усадьбы герой обращает внимание на ее владелицу «…я вижу растерянное, старческое лицо, виноватую улыбку голубых кротких глаз…» Несмотря на вид усадьбы Батурина, наверника немало лет проведшая здесь, испытывает огромную боль от того, что у нее могут отнять последнюю частичку своего прошлогшо.
Хотя Бунин иногда тщеславился своей «голубой кровью», род их уже разорился, семья обеднела, его детство прошло на хуторе Бутырки под Ельцом, в «подстепье», посреди хлебов. С ранних лет Бунин проникся уважением к труду крестьян и испытал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Он хорошо знал жизнь и заботы народа. Сама его личная жизнь напоминала жизнь трудящегося разночинца с ее вечными нехватками.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--