Сочинение: Смертная казнь
Тема: "Смертная казнь: "за" и "против".
Образовательная задача: Познакомить учащихся с историей смертной казни в России с древнейших времен до наших дней, дать сравнительную характеристику применения ее в других государствах, таких, как США, Иран.
Развивающая задача: Сформировать у учащихся представление о деятельности суда присяжных при Саратовском областном суде, помочь усвоить правовые понятия: "преступление", "наказание", "суд присяжных".
Воспитательная задача: Научить ребят грамотно вести дискуссию, находить в ходе ее необходимые и уместные аргументы, уметь отстаивать свою точку зрения, воспитывать тем самым уважительное отношение к чужому мнению.
Материально-техническое обеспечение урока
1. Статья ? 59 УК РФ (на доске).
2. Уголовный кодекс РФ у каждого на столе.
3. Материалы по вопросу смертной казни: вырезки из газет "Совершенно секретно", "Версия", "Аргументы и факты", журналы "Государство и право".
План урока
1. История смертной казни в России с древнейших времен до начала ХХ века.
2. Историческая справка о смертной казни в Советском государстве.
3. Причины опасных преступлений. (Лекции по этому поводу психологов, юристов).
4. Вопрос смертной казни в США, Иране и других государствах.
5. Рассмотрение данного вопроса в России, в т.ч. в Саратове.
6. Дискуссия учащихся: "Нужна ли "смертная казнь" сегодня".
Из истории смертной казни в России
Вопрос: "за" и "против" по поводу смертной казни впервые был поднят в Древней Греции во время Пелопонесской войны, когда город Митилена, расположенный на острове Лесбосе, восстал против Афин и переметнулся на сторону противника. Разгневанные афиняне, захватив Митилену, решили жестоко наказать изменников и предать казни все мужское население города, а женщин и детей обратить в рабство.
Во время решения участи митиленцев было высказано два мнения. Афинский демагог Клион призывал покарать митиленцев за восстание смертью. Афинянин Диодот был против смертной казни, потому что все люди могут совершать поступки и ошибаться. В споре Клиона и Диодота победителем оказался последний - Народное собрание Афин проголосовало против смертной казни мужской половины Митилены. Прообразом смертной казни была кровная месть, широко распространенная у горцев Кавказа.
Слово ученика
Смертная казнь в России имеет свою историю. В княжеской Руси долгое время судили на основе традиций, правил, передаваемых из поколение в поколение. Широко была распространена кровная месть - мстили за убийство или другое преступление против родича. После принятия христианства стали судить по Библии. Князь Владимир Святой не решался казнить даже "ведомых лихих людей" (в современной терминологии - рецидивистов), ссылаясь на Библию: "Греха боюсь". И лишь иное толкование Библии служителями церкви убедило князя впервые ввести на Руси наказание в виде смертной казни.
Около 1072 г. три сына Ярослава Мудрого вместе со своими боярами составили в Киеве кодекс законов, названный "Русской Правдой", который и стал основным законом Руси на протяжении четырехсот лет. "Русская Правда" отменила кровную месть и определила денежные штрафы за различные преступления. Исключения, конечно, были. Так, во времена князя Дмитрия Донского были казнены купец Никомат Сурожанин и боярин Иван Вельяминов за измену и покушение на жизнь князя.
Слово учителя
Таким образом, "Русская Правда" не знала смертной казни. Впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно была закреплена в 1398 г. в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение двинской земли в состав Московского государства. В ст. 5 этой грамоты говорится: назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершенную в третий раз. Покровская судная грамота 1467 года значительно расширяет случаи применения смертной казни:
1. Воровство в церкви
2. Конокрадство
3. Государственная измена
4. Поджоги
5. Кража, совершенная в третий раз
6. Убийство
Смертная казнь преследовала прежде всего цель возмездия, устрашения, а также в целях безопасности всего общества и относительно спокойствия граждан.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--