Сочинение: Свободное время российских предпринимателей

Свою работу я писала на основе котент-анализа, метода анализа литературы, интервью и вторичных социальных исследований. Я очень заинтересовалась этой темой и в процессе узнала много нового. Мне стало интересно, чем же живут эти люди, что кроется в их душе, какие у них предпочтения и как они проводят своё свободное время?

Почти каждый второй россиянин причисляет себя к средним слоям. Конечно, массовый средний класс в стране существует, Но и в нем, как в каждом обществе, есть свои уровни.

Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаях строят свою деятельность на базе тривиальных решений и тривиальных способов их реализации. И лишь в "поворотных" моментах своей деятельности в целях выживания принимают кардинальные решения и реализуют их не так, как остальные бизнесмены. Мотивацией их деятельности однозначно является максимизация прибыли. Получение прибыли для них выступает как средство улучшения условий жизни, прежде всего условий материальных.

На следующей ступеньке пребывают люди весьма инициативные, но находящиеся в рамках традиционного мышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. Они проявляют инициативу, но больше всего следуют известному медицинскому правилу: не навреди! Это правили верно в медицине, когда на карту ставится жизнь человека и риск ограничен, но оно приносит вред в предпринимательстве. У этой группы бизнесменов мотивация несколько другая, чем у первой, но все-таки у них уже есть пусть небольшой, но элемент другой мотивации- обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.

На следующей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. Мотивация их деятельности не сводится к обеспечению максимизации прибыли. Не менее важным для них становится получение удовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победа над конкурентами, стремление к обладанию власти, зачастую и благотворительность.

И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной. Обеспечение максимизации прибыли для них совсем не главное, это для них пройденный этап. Они, как деловые люди, способны, талантливы, настолько утвердились в своем положении, что для них не представляет особого труда решить задачу максимизации прибыли. Для них главное- иное, что можно выразить двумя основными положениями. Сама предпринимательская деятельность есть выражение их сущности, их нормальное состояние. Они не могут иначе. Их предпринимательская деятельность- это постоянное самовыражение. Это и познание нового, познание неизведанного, постоянные открытия. [1. С.231-233]

Современный предприниматель человек занятой, беспрерывно работающий. Его цель- накопление капитала. Даже если он заработал уже достаточное количество денег, все равно продолжает "вкалывать", забывая о себе и о семье. И только иногда, когда позволит выкроить время на отдых, он проводит его или на диване с книжкой, или выезжает отдыхать на природу.

Сфера отдыха и досуга - важнейшая сфера повседневности, тесно связанная как с устоявшимися традициями и привычками, так и с новыми возможностями, открывающимися по мере продвижения России к рынку. Удовлетворенность своим досугом является важнейшим индикатором положения и социального самочувствия, серьезно влияет на мировосприятие, формирует ощущение выигрыша или проигрыша от происходящих в стране реформ. Кроме того, доступность полноценной культурной и социальной жизни, возможности отдыха в период отпуска, расширение спектра социальных контактов и форм проведения свободного времени на практике являются одними из тех базовых качественных параметров, которые в настоящее время наиболее заметно дифференцируют жизненные стандарты различных групп населения России. Специфика реальных моделей досуговой активности во многом характеризует избираемый образ жизни, который, в свою очередь, наряду с уровнем образования и материальной обеспеченности, оказывается одним из главных критериев самоидентификации среднего класса.

Понятие "досуг" несет в себе два оттенка и обозначает: 1) отрезок свободного от работы времени и 2) период отдыха человека. Понятие "отдых" традиционно употребляется также в двух значениях: 1) состояние покоя (процесс отдыха) и 2) свободное от работы время, необходимое для восстановления сил [4; С.73]. Можно заметить, что "досуг" определяется через понятия "времени" и "периода", а "отдых" - через "состояние" и "восстановление сил". Это дает почву для разграничения данных понятий, описывающих разные стороны и разные ступени одного процесса - процесса физического и духовного развития человека.

Как видно из определений, отдых, в основном, происходит во время досуга, однако не ограничивается этим периодом. Досуг же представляет собой отрезок времени, имеющий определенную структуру. Это результат распределения свободного от работы времени между различными видами деятельности. Отдых - это, прежде всего, внутреннее состояние и субъективное переживание той или иной деятельности.

Досуг и отдых различаются таким образом. В момент усилия индивид концентрирует все внимание на своей деятельности. Эта концентрация требует больших затрат биоэнергии. Чтобы восстановить эти затраты организм должен биологически и психологически расслабиться, отдохнуть. При этом досуг определяется, как правило, внешними (психологическими) источниками релаксации, а отдых - внутренними (физиологическими) [3; С.55-56].Но отдых не сводится лишь к физиологическому восстановлению сил и энергии. Чтобы наиболее полно раскрыть ключевое понятие, исследователь вводит ряд других понятий, определяя одно через другое, и тем самым показывает сложность понятия "отдых" и придает ему еще большую значимость.

С этой точки зрения, любая деятельность, в том числе и направленная на разрушение личности, может рассматриваться в качестве отдыха - все зависит от восприятия индивидом этой деятельности, в соответствии с его ожиданиями, потребностями, установками. Досуг же - это внешняя структура деятельности, выделяющаяся в соответствии с объективными ценностями и нормами. Говоря о том, как общество смотрит на развитие личности, можно судить о "досуговой деятельности", о ее пассивной форме (ничегонеделанье, принятие наркотиков, алкоголя, курение) и активной форме (занятия спортом, творческая и общественная активность, посещение театров, выставок и др.). Это объективный, независимый от субъективного восприятия индивида, взгляд на структуру отдыха.

Само по себе понятие "досуг" не несет в себе оценочного характера, но можно сказать, что досуг - это организация отдыха в соответствии с объективными ценностями развития. И в этом смысле досуг социально детерминирован, т.е. имеет некую внешнюю установку общества на развитие личности.

Свободное время- часть внерабочего времени, остающаяся у человека за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы свободного времени определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого времени.

В жизни современного общества явление свободного времени отличается исключительной сложностью, отражает существенные характеристики того или иного типа общества, наполняется различным, подчас противоречивым, содержанием. В развитых капиталистических странах наряду с положительной тенденцией увеличения свободного времени неизменно присутствуют негативные тенденции заполнения сферы досуга "массовой культурой", явлениями антикультуры (алкоголизм, преступность и т.п.), другими занятиями, свойственными идеалам "потребительского общества". Применительно к условиям социализма можно говорить прежде всего о двух основных функциях свободного времени: функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функции духовного (идейного, культурного, эстетического и т.п.) и физического развития человека, приобретающей все большее значение. Именно её имея в виду, Карл Маркс говорил, что время "…остаётся свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего раскрывается простор для свободной деятельности и развития. Время- это простор для развития способностей…" [Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, С.264 ]. Как социально-историческая категория свободное время характеризуется тремя основными параметрами: объёмом (величиной), структурой и содержанием. Величина свободного времени зависит в первую очередь от продолжительности времени труда, характерной для того или иного общества, т.е. от общей величины внерабочего времени. Социалистическое общество последовательно стремится сократить величину рабочего дня. Вместе с тем на современном этапе развития объём свободного времени в значительной степени определяется временем, затрачиваемым на некоторые непреложные затраты в рамках внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому главными путями увеличения объёма свободного времени являются развитие и совершенствование служб быта, внедрение в практику более рациональных принципов городского и промышленного строительства, расселения и т.д. [5. С. 249-250].

Свободное время связывается с определенной структурой деятельности и отражает объективный взгляд на развитие личности. Л.А.Гордон и Э.В.Клопов изложили свою концепцию свободного времени в книге "Человек после работы". "Свободное время - это особая форма, особый характер осуществления любого (или почти любого) вида деятельности, которая обладает самоценностью. Деятельность в свободное время ценна сама по себе, своим процессом, и поэтому ощущается как свободная деятельность" [2; С.81-84]. К действиям этого рода, в зависимости от особенностей и потребностей личности, авторы концепции относили и чтение, и творческий труд, и встречи с друзьями, и сон, и приготовление пищи (для гурманов), а также бессмысленное праздношатание, принятие алкоголя, наркотиков.

Данная концепция отражает лишь один, крайний, взгляд на содержание свободного времени - крайне субъективный. Для нас важно то, что Гордон и Клопов в своей работе ввели такие составляющие свободного времени, как фактор свободы выбора и субъективное восприятие деятельности. Исследователи действительно были несколько агрессивно настроены против связи свободного времени с определенным кругом занятий. Но это лишь особенность в истории развития взглядов на трактовку понятия "свободное время".

В настоящее время можно выделить по меньшей мере две диаметрально противоположные модели духовных предпочтений, которые формируют и структурируют основные интересы той или иной части представителей среднего класса, а соответственно - влияют на избираемый ими тип досуговой активности. Первая модель так называемых обыденных духовных интересов содержит предпочтения, напрямую связанные с привычной формой заполнения свободного времени преимущественно за счет телевидения. Люди с подобными интересами не слишком оригинальны, не особо притязательны и привержены традиционным - добавим, самым распространенным – зрительским симпатиям: любят смотреть фильмы, телесериалы, развлекательные телепередачи, ностальгируют по советской эстраде и старому советскому кино. Более молодые представители этой группы неравнодушны также к современной музыке и чтению беллетристики – детективов, боевиков, фантастики. Этим духовные запросы людей с обыденными интересами зачастую и ограничиваются.

Вторая модель духовных предпочтений представляет скорее интеллектуальные, чем обыденные интересы. Приверженцы из среднего класса интеллектуальной модели досуга могут так же, как и предыдущая группа, разделять традиционные вкусы (или не разделять их). Однако при этом их духовные притязания простираются гораздо шире. Обязательным компонентом их духовной жизни является тяга к серьезной литературе (русская и зарубежная классика, философия, научно-популярный жанр, мемуары), ориентация на культурное участие (посещение театров, музеев, художественных выставок и т.д.), а также стремление к самообразованию, повышению своего интеллектуального потенциала. Молодежь из этой группы проявляет заметный интерес и к современным продвинутым компонентам духовной жизни – Интернету, моде, дизайну, новинкам российской и западной литературы.

Учитывая вышесказанное, посмотрим, чем же конкретно структура духовных предпочтений российского среднего класса в настоящее время отличается от потребностей менее обеспеченных слоев населения? (см. рис. 2).

Как видим, по многим параметрам интересы среднего класса и слоев, расположенных ниже него на социальной лестнице, идентичны. Традиционные пристрастия к возможным формам заполнения свободного времени, связанные с телевидением, чтением, музыкой, оказываются в той или иной мере близки всем. Однако по ряду позиций, связанных, в первую очередь, с более выраженным интеллектуальным запросом, средний класс, безусловно, опережает тех, кто стоит на ступень ниже него. Заметен разрыв в стремлении к самообразованию (предприниматели выделяют это как важный компонент своей духовной жизни в 54,8% случаев), явно выше в их составе приверженность более современным типам духовных запросов - видео, Интернету, моде, дизайну.


Рисунок2 Специфика духовных интересов среднего класса и слоев ниже среднего класса, в%

Да и интерес к литературе, театру, искусству у среднего класса превышает его же у менее благополучных слоев населения.

Все это свидетельствует о преобладании у представителей этого сословия скорее интеллектуальных, чем обыденных интересов в сфере духовной жизни, и в сфере досуга вообще. Однако российский средний класс неоднороден, наряду с "интеллектуалами", составляющими большинство бизнесменов (примерно треть их) ориентирована на простые, обыденные приоритеты досуговой деятельности.

Рассматривая таблицу "Специфика духовных интересов среднего класса" можно сделать вывод, что в проведении досуга у представителей этого класса преобладает отдых, нежели развлечения или самосовершенствование личности. Сейчас около 70 % представителей среднего класса составляют те, кто и в СССР входил в состав средних слоев общества. Поэтому на первом месте среди "развлечений" стоит просмотр старого советского кино, советской эстрады и чтение классической русской литературы.

Однако та часть населения, которая использует только простые или традиционные формы заполнения свободного времени, остается не в состоянии проявлять активное социальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности и разносторонности досуга, важным условием высокого качества жизни и одной из основных характеристик положения и устремлений предпринимателей в любой развитой стране мира. Активный досуг начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, развлекательной, рекреационной, общественной или иной деятельности. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому "активный" тип досуга наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен.

Какой же тип досуга в большинстве своем на сегодняшний день практикуют российские предприниматели?


Рисунок 4 Динамика типов досуга российского предпринимательства (1999-2003 г.г.), в %

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 142
Бесплатно скачать Сочинение: Свободное время российских предпринимателей