Сочинение: Типы и функции обращений в лирике А. Блока

Введение


Данная работа посвящена рассмотрению обращений в поэзии А.Блока.

Задачами нашей работы являются:

  • Отбор материала в творчестве данного поэта

  • Классификация отобранного нами материала

  • Наблюдение над стилистическими функциями обращений в поэзии данного автора.

Целью нашей работы является выделение типов и функций обращений в поэзии А.Блока.

Для начала определим, что же такое обращение? «Обращение - это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому (чему) обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.

Основная функция обращения – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, фамилии, название лиц по родству и т.д.

В художественных произведениях в функции обращений могут выступать названия птиц, животных и неодушевленных предметов. Обращение может стоят в начале, середине или конце предложения.»

Такова точка зрения на обращения, изложенная в лингвистических словарях и справочниках, а также в работах ряда ученых таких, как Бабайцева В.В. и Максимов Л.Ю. Такое мнение определенно можно считать правильным, но оно не достаточно полно характеризует данное явление. Очень интересна в этом смысле точка зрения Н.С. Валгиной, изложенная в ее работе «Синтаксис русского языка». Она пишет: «Обращение не только называет лицо, но передает различные сопровождающие это название оттенки значение: упрек, испуг, радость, укоризненно-снисходительное отношение и т.д., т.е. передает субъективную модальность. Предложения-обращения особенно богаты интонационными оттенками».

В своей работе Валгина выделяет способы выражения обращений: «Для выражения обращений в древнерусском языке существовала особая форма звательного падежа. Остатки его можно встретить еще в литературе 19 века. Такие формы сохранились частично в современном русском языке в качестве междометий и междометных выражений: господи, боже, боже мой, батюшки светы мои и др.

В современном русском языке обращения выражаются формой именительного падежа существительного или субстантивированной частью речи.

Для произведений художественных – особенно поэтических и ораторских – характерны распространенные обращения. Обычно это существительное, снабженное согласованными или несогласованными определениями, приложениями и даже придаточными определительными. Эти обращения характеризуют предмет или лицо, передают отношение к нему.

Обращение часто выражается местоимением с частицей О. Это обращение обычно сопровождается определительными придаточными.

Например: «О ты, чьих писем много, много в моей портфеле берегу! (Некрасов)»

Обращения могут выстраиваться в однородный ряд.

Например: «Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря. (А Сурков)»

А однородные обращения могут формально совпадать с сочетаниями приложения и обращения при нем.

Например: «Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный…» (Лермонтов)

В речи поэтической и ораторской обращения выполняют особые стилистические функции: являются носителями экспрессивно-одиночных значений; как правило, они метафоричны. » (2)

Из всех трудов, написанных на эту тему, наиболее интересной и наиболее полноценной нам показалась работа Д.Э. Розенталя, изложенная в книге «Практическая стилистика русского языка». Здесь Розенталь наиболее полно рассматривает обращения, используемые в художественных произведениях и в частности в поэзии. Он даже выделяет стилистические функции обращений: «Особую функцию выполняют обращения в поэзии, где они большей частью имеют риторический характер (ср. обращения к отсутствующему лицу, обращения к животным, к неодушевленным предметам).

Если в стилистически нейтральном тексте в роли обращения выступают собственные имена людей, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии и т.д., то в текстах с эмоциональной и экспрессивной окраской функция обращения заключается не столько в назывании адресата речи, сколько в его характеристике, выражении отношения к нему, общем повышении выразительности речи. В результате создаются различные стилистические разновидности обращений:

  1. Обращения – метафоры

  2. Обращения – перифразы

  3. Обращения – метонимии

  4. Обращения – иронии

  5. Обращения – повторения

  6. --> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 503
Бесплатно скачать Сочинение: Типы и функции обращений в лирике А. Блока