Сочинение: Управление процессом демократизации образования: трудно быть богом
Слушатель: Самсонова Соня Хаимовна
Преподаватель: д.п.н., профессор Лебедев О.Е.
Объем работы: 29943 знаков
Москва
2007/2009 учебный год
Содержание
Введение
Часть 1 Школьная образовательная практика как источник запроса на исследование
1.1 Описание ситуации
1.2 Опыт изучения готовности участников образовательного процесса к согласованию интересов
Часть 2 Теория и практика демократизации образования
Часть 3 Гипотезы об основных дефицитах системы образования в контексте задачи демократизации
Часть 4 Описание направлений управленческих действий для разрешения противоречий
Заключение
Литература
Введение
Изначально мы формулировали тему данной работы иначе («возможности и перспективы трехсторонних договорных отношений (администрация школы – родители - старшеклассник) в современной средней школе»), однако в ходе работы с источниками мы обнаружили, что на сегодняшний день вопросы согласования интересов и определения позиций субъектов представляют огромную сложность и требуют дополнительных исследований. Частично задачу разработки такого рода исследования мы решали в работе по курсу социологии образования, нам удалось сформулировать ряд вопросов, ответы на которые необходимо получить для проектирования управленческой деятельности в направлении развития договорных отношений в школе. Ситуация с критериями и индикаторами субъектности участников образовательного процесса является неясной отчасти в силу неготовности самих участников к разговору об их позиции, отчасти в силу новизны критериально-индикаторного подхода для российского образования в целом. Поэтому мы отказались от первоначальной задачи и решили изучить контекст зафиксированной нами ситуации и попытаться понять, как ее можно преодолеть.
В нашем понимании необходимость согласования интересов возникает в связи с процессом демократизации образования, с выходом в новую плоскость отношений между участниками образовательного процесса. И в общем можно сказать, что эта плоскость задается не натуральным ходом событий, а в связи с насаждением новых социальных норм на отсутствие адекватных культурных способов и психологической готовности их освоения.
Уже сейчас мы используем такие неоднозначные термины как «демократизация», «субъект», «образование» и выдвигаем довольно смелые гипотезы. Все это требует определений и аргументации. Мы постараемся ликвидировать обозначенный дефицит в первой части работы, целью которой является разработка перечня управленческих действий по содействию демократизации системы образования для подготовки участников образовательного процесса к открытому обсуждению собственных интересов в области достижения образовательных результатов, условий, границ ответственности и компетенций.
В задачи работы входит
- Анализ ситуации, являющейся «вызовом» для современного этапа развития демократической образовательной системы
- Рассмотрение отечественных и зарубежных работ по теме демократизации образования
- Выдвижение гипотез об основных дефицитах системы образования в контексте процессов демократизации и условиях их преодоления
- Описание направлений управленческих действий для разрешения противоречий.
Часть 1 Школьная образовательная практика как источник запроса на исследование
1.1 Описание ситуации
1. В Старшей Школе Гимназии «Универс» существует практика заключения договоров между Школой и Родителями, Школой и Старшеклассником. Договор с учащимися носит декларативный характер, поскольку обращаются к нему лишь однажды – в день подписания, и, по сути, он не является механизмом регулирования отношений заключивших его сторон. Этот договор скорее культурная вещь, нежели нормативная – не существует реальной угрозы ответственности за его несоблюдение. Для учащихся и руководства ступени это очевидно. Заключение договора стало традицией, ритуалом. Мы неоднократно пытались обсуждать ситуацию договора с администраторами старшей школы, но так и не нашли ответа на вопрос о том, чем рискует старшеклассник в случае его несоблюдения. Ведь что получается? За то, что происходит в связи с учебной деятельностью в школе, отвечает учитель, вне школы (дома) – родитель. Сам учащийся старшей школы, не смотря на то, что является носителем образовательного результата, остается безответственным.
2. Одной из задач управления процессом демократизации школы признается формирование договорных отношений между участниками образовательного процесса[1] , при этом, по меткому замечанию профессора Б.И.Хасана «только для того, кто имеет интересы, договор имеет смысл»[2] . Как мы уже отмечали выше – интересы зачастую не явлены не только другим участникам образовательного процесса, но и самим их носителям. Поэтому есть основания полагать разговор об их согласовании преждевременным. Целью участников переговоров должно быть достижение договоренности[3] , в нашем же случае, субъекты ориентированы на защиту, как будто другие только и думают о том, как «урезать» их в правах или просто обмануть с выгодой для себя.
Обозначенная ситуация, очевидно, является симптомом более глубокого противоречия в системе образования, поэтому прежде чем разрабатывать систему управленческих действий по ее изменению, необходимо осмыслить его контекст.
1.2 Опыт изучения готовности участников образовательного процесса к согласованию интересов
О.Е.Лебедев[4] пишет, «практика становления договорных отношений между семьей и школой складывается медленно, этому препятствует низкая правовая культура населения <...> Но опыт все же формируется. Управленческие органы обладают определенными средствами для развития практики договорных отношений (разработка моделей договоров, стимулирование публичных отчетов о выполнении договоров, создание арбитражных структур)», но как показывают результаты исследования в Красноярском крае, ситуация несколько более пессимистична. С одной стороны разработка моделей договоров не может быть поручена «третьим лицам», с другой стороны, сами участники образовательного процесса не готовы включиться в разговор о возможных моделях отношений. Далее – отчет о выполнении договора и арбитрах невозможны, пока нет реальной практики, а для появления реальной практики необходима готовность сторон. Как мы сейчас увидим, все это завязано в один клубок проблем.
В рамках проекта «Агентство Психолого-Правовой Поддержки Образования» (2004г.) сотрудники Института Психологии и Педагогики Развития предприняли попытку исследования готовности участников образовательного процесса к участию в переговорах о совместной деятельности. Работа проводилась методом фокус-групп, для определения
· отношения респондентов к идее переговоров между участниками образовательного процесса
· возможных участников переговоров, их позиции и меры ответственности.
Отношение респондентов к идее переговоров было отмечено, как «сдержанно отрицательное». Они не обнаружили представления ни о предмете, ни о форме переговоров. С точки зрения педагогов, договор – это инструмент принуждения, а не механизм регулирования отношений. В числе заинтересованных в согласованиях сторон назывались родители, психологи, учителя, дети и администрация[5] . При этом участники исследования не смогли назвать ответственность и функции сторон переговорного процесса. У учителей отсутствуют представления об иных формах ответственности сторон, кроме финансовой [Хасан Б.И., Стойко Н.Г. в соав. ук. соч. с 6.] Результаты исследования позволили сделать такие выводы:
1. У участников образовательного процесса отсутствует представление о необходимости специально организованных переговоров. Исследователи связывают это с отсутствием правовой практики в образовании и с дефицитом представлений о предмете и типах ответственности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--