Сочинение: Жанр автобиографии на примере «Автобиографии» Бенджамина Франклина
Автобиография(греч. autós – сам, bíos – жизнь, grápho– пишу), форма биографии, где главным героем является автор; обычно пишется от первого лица и охватывает большую (или самую важную) часть его жизни.
Автобиографическая установка, если рассматривать ее в исторической перспективе, гораздо более характерна для Нового времени, нежели для эпохи античности. Быть может, истоки самоанализа следует искать даже не в античной литературе, а в ветхозаветных псалмах, книгах пророков и новозаветных посланиях. Но автобиография – это не просто самоанализ, ей требуется определенная повествовательная форма. В развитии автобиографии как таковой четко прослеживаются четыре (не следующие непосредственно друг за другом) периода: они совпадают с эпохами потрясений и переворотов. В подобных обстоятельствах отдельные личности испытывали острую потребность в самовыражении – и создавали выдающиеся произведения, тем самым, создавая жанр автобиографии.
Один из таких конфликтных периодов пришелся на эпоху крушения античного мира, и первым великим автобиографом был св. Августин. После Августина вплоть до эпохи Возрождения и Реформации не было создано ни одной значительной автобиографии. Жанр автобиографии поднялся на новую ступень главным образом благодаря Бенвенуто Челлини (1500–1571; «Жизнь Бенвенуто…»), Дж. Кардано (1501–1576; «О моей жизни») и М. Монтеню. Если св. Августин описывал главным образом свой внутренний мир, то Челлини сосредоточен на мире внешнем. Кардано и Монтень интересных историй не рассказывают, зато оба – первоклассные мастера психологического автопортрета. Кардано классифицирует все человеческие качества, а потом описывает, как каждое из них преломляется в его собственном характере. Повествование Монтеня лишено системы, но отличается превосходными характеристиками. Из автобиографов этого второго периода следует также упомянуть Эразма Роттердамского, Р. Грина и Дж. Беньяна.
Третий период расцвета автобиографического жанра был связан с веком Просвещения. Типичный автор этого периода – Ж. Ж. Руссо. В «Исповеди» и других автобиографических сочинениях («Прогулки одинокого мечтателя», 1802) он описывает себя без всяких прикрас и пускается в откровения, граничащие с эксгибиционизмом. Создателями наиболее известных автобиографических сочинений этого и следующего веков были Б. Франклин, К. Гольдони, Дж. Казанова, Эд. Гиббон, И. В. Гёте, Шатобриан, В. Скотт, Анри Бейль (Стендаль), Ли Хант, Т. Де Куинси, А. Ламартин, Дж. Г. Ньюмен, Г. Берлиоз, Жорж Санд, Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, А. Герцен, А. Троллоп, Г. Торо, Д. Рескин, Э. Ренан, Л. Толстой и Ф. Ницше.
С началом XX века автобиография вступает в четвертый период своего развития. Новые открытия в области психологии заставляли задуматься о сложности человеческой личности, в том числе о бессознательных механизмах психической деятельности. Появились конкурирующие идеологии, и их соперничество выливалось уже не в «войны» идей, но в войны в буквальном смысле этого слова – и в масштабах, превосходивших все прошлые конфликты. Неудивительно, что в XX в. было написано больше автобиографий, чем за все предыдущие эпохи вместе взятые. Однако было бы затруднительно выделить какую-то одну из них как типичную для своей эпохи. К числу лучших автобиографов XX века можно отнести Г. Адамса, Г. К. Честертона, Т. Драйзера, Х. Эллиса, А. Жида, Эд. Госса, М. Горького, Г. Джеймса, Марка Твена, Г. Дж. Уэллса, У. Б. Йитса и Ж. П. Сартра.
Если рассматривать автобиографический жанр более с литературной, нежели с исторической точки зрения, в нем можно выделить ряд составляющих. Автобиографии различаются, во-первых, по соотношению физических и «ментальных» событий – по тому, сколько места отводится, с одной стороны, поступкам, наблюдениям и окружению автора, а с другой – его мыслям и переживаниям. Во-вторых, автобиографии различаются по разнообразию и широте затронутых в них проблем, что, в свою очередь, зависит от возможностей и жизненного опыта автора, от характера его интересов и кругозора. В-третьих, имеются еще различия морального свойства, частично обусловленные некоторыми дополнительными факторами: «активностью» и надежностью памяти автобиографа, его честностью и объективностью, откровенностью, с которой он рассказывает о себе или выносит те или иные оценки. Наконец, автобиографии различаются по своим художественным достоинствам – по тому умению, с каким автор отбирает самое важное, организует материал, оценивает взаимосвязи причин и следствий и выявляет единый план за многообразием жизненных явлений.
Цель автобиографии – представить жизнь (или какую-то ее часть) как некое целое, когда описываемые события отделены от настоящего неким временным промежутком и автор может отнестись к ним более или менее беспристрастно, а сами события успели приобрести в его глазах большую или меньшую осмысленность. Следовательно, автобиография отличается от дневника, день за днем фиксирующего факты и впечатления. Она отличается также и от воспоминаний (хотя их часто путают), потому что представляет собой личную историю автора, в то время как мемуары – историю событий, в той или иной степени затрагивающих все общество.
Хотя жанр автобиографии обычно считают прозаическим, по крайней мере один его прославленный образец, «Прелюдия» У. Вордсворта, завершенная в 1805, имеет форму поэмы. Вообще автобиографические мотивы (скрыто или явно) встречаются в поэзии не так уж редко: достаточно вспомнить «Сатиры» и «Послания» Горация, «Новую жизнь» Данте, «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «In Memoriam»А. Теннисона. Те же мотивы часто присутствуют в эссеистике – у Ч. Лэма, У. Хэзлитта, Р. Л. Стивенсона и других авторов. Более того, даже личное письмо – в сущности, автобиографический «анекдот» и комментарии к нему (правда, столь же фрагментарные, как дневниковая запись). Показательны в этом отношении письма Х. Уолпола и Вирджинии Вулф.
Иногда в форму автобиографии облекались вымышленные истории – «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Похождения Жиля Блаза» А. Р. Лесажа, «Приключения Родерика Рэндома» Т. Смоллетта, «Роб Рой» В. Скотта, «История Генри Эсмонда» У. М. Теккерея и многие другие книги. Но столь же часто происходило обратное: романисты заставляли своих героев пройти через испытания, повторявшие их собственный жизненный опыт. Наиболее известные примеры такого рода – «Амелия» Г. Филдинга, «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса, «Адольф» Б. Констана, «Она и он» и другие романы Жорж Санд, «Джен Эйр» Шарлотты Бронте, все романы Л. Толстого, «В поисках утраченного времени» М. Пруста, «Сыновья и любовники» Д. Г. Лоренса и «Бремя страстей человеческих» У. С. Моэма.
Бенджамин Франклин (1706—1790) принадлежит к числу выдающихся американских прогрессивных мыслителей и общественных деятелей. Он сочетал в своем лице крупнейшего ученого-энциклопедиста, блестящего пропагандиста просветительских идей и активного деятеля буржуазной революции. По решению Всемирного Совета Мира 250-летие со дня рождения Франклина отмечалось во всех странах.
Научная и общественная деятельность Франклина неразрывно связана с американской буржуазной революцией, с справедливой войной американского народа за свою независимость в 1775—1783 годах.
Самым крупным по объему и наиболее известным произведением Франклина является «Автобиография» (TheLifeofBenjamin FranklinwrittenbyHimself). Она была начата Франклином в 1771 г. в Англии, писалась в течение многих лет, но так и осталась незаконченной. В первом из фрагментов описывается его детство и жизнь до женитьбы в 1730 г. Второй, более короткий фрагмент, содержащий известные дидактические страницы о моральном самоусовершенствовании, был написан во Франции в 1784 г. Третий и четвертый, добавленные Франклином уже в США в последние годы его жизни, доводят повествование до 1757 г., обрываясь на эпизодах, связанных с приездом Франклина в Англию в качестве представителя Пенсильвании. Сохранившийся план работы показывает, что Франклин намеревался написать историю всей своей жизни. Появление книги в свет также имеет свою длительную историю. Первая и вторая части были напечатаны в Париже во французском переводе в 1791 и 1798 гг. На языке подлинника «Автобиография» вышла целиком лишь в 1868 г.
Автобиография Франклина — это рассказ человека «третьего сословия» о том, как он, полагаясь только на свои силы, достиг знаний и славы. Многие эпизоды этого жизнеописания стали классическими, как, например, появление бесприютного юноши Франклина на улицах Филадельфии — города, который должен был стать ареной его возвышения, — с тремя краюхами хлеба, купленными на последние деньги. Без всякой рисовки Франклин повествует о своей жизни, комментирует свои удачи и критикует ошибки. Идеологическая схема автобиографии такова: сперва Франклин применяет выработанные им правила практической морали для достижения материальной независимости; затем он использует материальное благополучие для дальнейшего просвещения своего разума и для деятельности на пользу общества.
Пафос рассказа, как это хорошо чувствовали современники, был в том, что герой автобиографии, молодой буржуа, возвышался не путем отречения от своего класса и перехода к аристократии и не в качестве «плута», достигающего своей цели ценой обмана и унижений перед сильными мира сего, но в рамках повседневной жизненной практики буржуазии и как ее выдающийся представитель, которого не могут не признавать даже враги. Друг Франклина Воган, прочитав первую часть «Автобиографии», писал Франклину (убеждая его опубликовать рукопись), что история его жизни может иметь большее значение, чем «все жизни Плутарха, взятые вместе». Воган намечает несколько важнейших (с точки зрения буржуазного Просвещения) воспитательных задач, которые призвана выполнить книга Франклина: она покажет, что человек не является по своей природе злобным животным и что его моральные качества зависят от условий воспитания; она покажет, сколь мало необходимо знатное происхождение «для счастья, добродетели и величия». Наконец, она будет способствовать надлежащему взгляду на американскую революцию, показав высокие достоинства одного из ее виднейших вождей.
Этой оценке Франклина его современниками резко противоречит укоренившийся в XIX века и поддержанный в особенности романтиками взгляд на Франклина как на проповедника филистерской морали и грубого апологета буржуазно-собственнического идеала. Карлейль называет Франклина «отцом всех янки», подразумевая под «янки» тип американского бессовестного буржуа-дельца. Ките с презрением говорит о «философствующем квакере, набитом скаредными поучениями». Эти суждения основываются, главным образом, на дидактических страницах «Автобиографии».
В «Автобиографии» Франклин рассказывает, как в пору своего духовного самоопределения в Филадельфии он «возымел дерзкий и честолюбивый замысел» прийти к моральному совершенству. Он установил с этой целью тринадцать обязательных добродетелей, к овладению которыми ему надлежало стремиться: воздержание, молчаливость, стремление к порядку, решительность, бережливость, прилежание, искренность, справедливость, умеренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, смирение. Франклин рассказывает, как, не надеясь сразу овладеть всеми тринадцатью добродетелями, он практиковал их по очереди. Он приводит составленную им табличку, на которой он каждодневно отмечал свои достижения и промахи на пути морального совершенствования. Франклин не скрывает, что поставленная задача была для него неотрывна от задачи материального преуспевания. С характерной для него откровенностью он рассказывает, как, желая произвести благоприятное впечатление на соседей своим трудолюбием и тем повысить у них свой коммерческий кредит, он сам перевозил бумагу в свою типографию на ручной тележке так, чтобы все это видели. Такой поступок, по правилам практиковавшейся Франклином «моральной арифметики», согласовывался с добродетелями прилежания и бережливости, но, без сомнения, приходил в противоречие с добродетелью искренности, так как не вызывался необходимостью.
В самом начале своей «Автобиографии» Франклин с некоторой гордостью заявляет: «… по своему происхождению я не был ни богат, ни знатен и первые годы моей жизни прошли в бедности и безвестности…»
Подчеркивая приоритет мелкого труженика над богатым бездельником, Франклин вовсе не предполагал ограничить пределы капиталистической собственности. Его больше устраивала умеренная социально-политическая программа Вольтера, чем мелкобуржуазный радикализм Руссо. Однако, подобно Вольтеру и Руссо, Франклин боролся за торжество новой, более прогрессивной капиталистической формации, выступал против феодальных пережитков, которые в условиях Америки того времени усугублялись отвратительной системой рабства, g этом — огромная историческая заслуга Франклина.
Общественно-политическая и теоретическая деятельность Франклина также явилась крупным шагом вперед. Его имя навсегда вошло в историю науки, в историю просветительской философии XVIII века.
Франклин получил широкую известность как естествоиспытатель, как выдающийся представитель передовой технической мысли XVIII столетия, как блестящий знаток политической экономии, как историк, социолог и философ. Он был также автором замечательных литературных произведений, метких памфлетов, остроумных пародий на «священные» книги.
В своей «Автобиографии» Франклин сообщает, как еще в раннем возрасте он с помощью своего отца изучал технику и научился конструировать в опытном порядке небольшие механизмы. «…Отец, — пишет Франклин, — стал брать меня с собой на прогулки и показывал мне плотников, каменщиков, токарей, медников и других мастеров за их занятиями, чтобы иметь возможность обнаружить мои склонности и определить меня к такому ремеслу, которое удержало бы меня на суше. Мне всегда с тех пор доставляло удовольствие видеть, как управляются со своими инструментами хорошие мастера; мне пошло на пользу и то, что я приобрел некоторый навык и мог сам сделать кое-что в доме, если нельзя было найти мастера; кроме того, я умею своими руками изготовлять небольшие машины для моих опытов».
В своей «Автобиографии» Франклин повествует о том, как он еще в 15-летнем возрасте начал сомневаться во многих религиозных догматах, несмотря на строго религиозное воспитание, полученное в семье. Так называемые священные книги не удовлетворяли молодого Франклина, и он стал скептически относиться к самому понятию «божественное откровение». Однажды в его руки попало несколько книг, направленных против деизма. Эти книги оказали на молодого Франклина глубокое влияние. «Аргументы деистов, — писал американский мыслитель, — которые приводились для опровержения, показались мне гораздо сильнее, чем сами опровержения; короче говоря, я вскоре стал самым настоящим деистом».
Воспитанный в религиозном отношении в пресвитерианских правилах, Франклин считал некоторые догмы этого вероисповедания, вроде признания вечных божественных законов или предопределения одних людей к спасению, а других к осуждению, неразумными. В результате он перестал посещать публичные собрания своей секты и сделал воскресенье не днем молитв, а днем научных занятий.
В своей «Автобиографии» Франклин пишет, что от религии он заимствовал только веру в существование бога и в создание мира. Эти принципы Франклин называет сущностью всякой религии и находит их во всех вероисповеданиях. Отсюда он делает уже чисто просветительский вывод: все религии в одинаковой степени полезны, если они поддерживают нравственность, и в одинаковой степени вредны, если они разделяют людей и сеют между ними вражду. Исходя из этого, Франклин призывает к свободе совести, к свободе вероисповеданий и критикует фанатизм в любых его проявлениях.
С большим сарказмом рассказывает Франклин о содержании религиозной проповеди, прочитанной однажды пресвитерианским священником. В этой проповеди выдвигалось требование к молящимся соблюдать пять принципов: святость воскресного дня, усердное чтение священного писания, посещение в должное время церковных служб, принятие всех религиозных таинств и, наконец, проявление «должного уважения» к служителям бога, т. е. К духовенству. «Все это, возможно, было хорошо, — заключает Франклин, — но так как это было совсем не то, чего я ожидал от проповеди на этот текст, я потерял надежду услышать о том из какой-нибудь другой проповеди, возмутился и больше не посещал его проповедей». Быть может, такое поведение и предосудительно, рассуждает Франклин, но он не собирается приносить каких-либо извинений, ибо его цель состоит в том, чтобы «изложить факты, а не в том, чтобы их оправдывать».
С целью высмеять религиозных фанатиков, нетерпимо относящихся к инакомыслящим, Франклин написал замечательную, полную искрящегося остроумия «Притчу против преследования», в которой, пародируя теологов, убедительно показывает внутреннюю несостоятельность церковной догматики. «Притча против преследования» Франклина — боевой просветительский памфлет, доступный самым широким слоям читателей.
Таким образом, Франклин рассматривает науку не как служанку теологии, а как могучее орудие для практической деятельности людей. Он выдвигает исключительно плодотворную мысль о том, что учащиеся даже низших классов должны знакомиться с промышленной и сельскохозяйственной деятельностью.
В своей «Автобиографии» Франклин говорит о боге в духе культа разума эпохи французской буржуазной революции. Он называет бога лишь источником мудрости и утверждает, что человеческий разум должен обращаться к богу только за тем^ чтобы умножить свои собственные познания. Франклин сообщает, что он придумал даже специальную молитву, в которой в духе просветительского рационализма обращается к богу с одной только просьбой: «Возрасти во мне мудрость, которая откроет мне мое истинное благо». Поэтому в форме молитвы Франклин по сути дела полемизирует с религией, провозглашающей божество источником всех истинных благ. С точки зрения Франклина, истинное благо открывает человеку только его собственный разум.
В этой же молитве Франклин, опять-таки полемизируя в скрытом виде с теологией, обращается к деистическому богу с просьбой укрепить его решимость исполнять все то, что предписывается мудростью. Этим самым Франклин как бы хочет сказать: не заповеди, установленные богом, должны лежать в основе человеческих дел, а предписания самого человеческого разума.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--