Сочинение: Жанр автобиографии на примере «Автобиографии» Бенджамина Франклина

Автобиография(греч. autós – сам, bíos – жизнь, grápho– пишу), форма биографии, где главным героем является автор; обычно пишется от первого лица и охватывает большую (или самую важную) часть его жизни.

Автобиографическая установка, если рассматривать ее в исторической перспективе, гораздо более характерна для Нового времени, нежели для эпохи античности. Быть может, истоки самоанализа следует искать даже не в античной литературе, а в ветхозаветных псалмах, книгах пророков и новозаветных посланиях. Но автобиография – это не просто самоанализ, ей требуется определенная повествовательная форма. В развитии автобиографии как таковой четко прослеживаются четыре (не следующие непосредственно друг за другом) периода: они совпадают с эпохами потрясений и переворотов. В подобных обстоятельствах отдельные личности испытывали острую потребность в самовыражении – и создавали выдающиеся произведения, тем самым, создавая жанр автобиографии.

Один из таких конфликтных периодов пришелся на эпоху крушения античного мира, и первым великим автобиографом был св. Августин. После Августина вплоть до эпохи Возрождения и Реформации не было создано ни одной значительной автобиографии. Жанр автобиографии поднялся на новую ступень главным образом благодаря Бенвенуто Челлини (1500–1571; «Жизнь Бенвенуто…»), Дж. Кардано (1501–1576; «О моей жизни») и М. Монтеню. Если св. Августин описывал главным образом свой внутренний мир, то Челлини сосредоточен на мире внешнем. Кардано и Монтень интересных историй не рассказывают, зато оба – первоклассные мастера психологического автопортрета. Кардано классифицирует все человеческие качества, а потом описывает, как каждое из них преломляется в его собственном характере. Повествование Монтеня лишено системы, но отличается превосходными характеристиками. Из автобиографов этого второго периода следует также упомянуть Эразма Роттердамского, Р. Грина и Дж. Беньяна.

Третий период расцвета автобиографического жанра был связан с веком Просвещения. Типичный автор этого периода – Ж. Ж. Руссо. В «Исповеди» и других автобиографических сочинениях («Прогулки одинокого мечтателя», 1802) он описывает себя без всяких прикрас и пускается в откровения, граничащие с эксгибиционизмом. Создателями наиболее известных автобиографических сочинений этого и следующего веков были Б. Франклин, К. Гольдони, Дж. Казанова, Эд. Гиббон, И. В. Гёте, Шатобриан, В. Скотт, Анри Бейль (Стендаль), Ли Хант, Т. Де Куинси, А. Ламартин, Дж. Г. Ньюмен, Г. Берлиоз, Жорж Санд, Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, А. Герцен, А. Троллоп, Г. Торо, Д. Рескин, Э. Ренан, Л. Толстой и Ф. Ницше.

С началом XX века автобиография вступает в четвертый период своего развития. Новые открытия в области психологии заставляли задуматься о сложности человеческой личности, в том числе о бессознательных механизмах психической деятельности. Появились конкурирующие идеологии, и их соперничество выливалось уже не в «войны» идей, но в войны в буквальном смысле этого слова – и в масштабах, превосходивших все прошлые конфликты. Неудивительно, что в XX в. было написано больше автобиографий, чем за все предыдущие эпохи вместе взятые. Однако было бы затруднительно выделить какую-то одну из них как типичную для своей эпохи. К числу лучших автобиографов XX века можно отнести Г. Адамса, Г. К. Честертона, Т. Драйзера, Х. Эллиса, А. Жида, Эд. Госса, М. Горького, Г. Джеймса, Марка Твена, Г. Дж. Уэллса, У. Б. Йитса и Ж. П. Сартра.

Если рассматривать автобиографический жанр более с литературной, нежели с исторической точки зрения, в нем можно выделить ряд составляющих. Автобиографии различаются, во-первых, по соотношению физических и «ментальных» событий – по тому, сколько места отводится, с одной стороны, поступкам, наблюдениям и окружению автора, а с другой – его мыслям и переживаниям. Во-вторых, автобиографии различаются по разнообразию и широте затронутых в них проблем, что, в свою очередь, зависит от возможностей и жизненного опыта автора, от характера его интересов и кругозора. В-третьих, имеются еще различия морального свойства, частично обусловленные некоторыми дополнительными факторами: «активностью» и надежностью памяти автобиографа, его честностью и объективностью, откровенностью, с которой он рассказывает о себе или выносит те или иные оценки. Наконец, автобиографии различаются по своим художественным достоинствам – по тому умению, с каким автор отбирает самое важное, организует материал, оценивает взаимосвязи причин и следствий и выявляет единый план за многообразием жизненных явлений.

Цель автобиографии – представить жизнь (или какую-то ее часть) как некое целое, когда описываемые события отделены от настоящего неким временным промежутком и автор может отнестись к ним более или менее беспристрастно, а сами события успели приобрести в его глазах большую или меньшую осмысленность. Следовательно, автобиография отличается от дневника, день за днем фиксирующего факты и впечатления. Она отличается также и от воспоминаний (хотя их часто путают), потому что представляет собой личную историю автора, в то время как мемуары – историю событий, в той или иной степени затрагивающих все общество.

Хотя жанр автобиографии обычно считают прозаическим, по крайней мере один его прославленный образец, «Прелюдия» У. Вордсворта, завершенная в 1805, имеет форму поэмы. Вообще автобиографические мотивы (скрыто или явно) встречаются в поэзии не так уж редко: достаточно вспомнить «Сатиры» и «Послания» Горация, «Новую жизнь» Данте, «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «In Memoriam»А. Теннисона. Те же мотивы часто присутствуют в эссеистике – у Ч. Лэма, У. Хэзлитта, Р. Л. Стивенсона и других авторов. Более того, даже личное письмо – в сущности, автобиографический «анекдот» и комментарии к нему (правда, столь же фрагментарные, как дневниковая запись). Показательны в этом отношении письма Х. Уолпола и Вирджинии Вулф.

Иногда в форму автобиографии облекались вымышленные истории – «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Похождения Жиля Блаза» А. Р. Лесажа, «Приключения Родерика Рэндома» Т. Смоллетта, «Роб Рой» В. Скотта, «История Генри Эсмонда» У. М. Теккерея и многие другие книги. Но столь же часто происходило обратное: романисты заставляли своих героев пройти через испытания, повторявшие их собственный жизненный опыт. Наиболее известные примеры такого рода – «Амелия» Г. Филдинга, «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса, «Адольф» Б. Констана, «Она и он» и другие романы Жорж Санд, «Джен Эйр» Шарлотты Бронте, все романы Л. Толстого, «В поисках утраченного времени» М. Пруста, «Сыновья и любовники» Д. Г. Лоренса и «Бремя страстей человеческих» У. С. Моэма.


Бенджамин Франклин (1706—1790) принадлежит к чи­слу выдающихся американских прогрессивных мы­слителей и общественных деятелей. Он сочетал в своем лице крупнейшего ученого-энциклопедиста, блестящего пропагандиста просветительских идей и активного деятеля буржуазной революции. По решению Всемирного Совета Мира 250-летие со дня рождения Франклина отмеча­лось во всех странах.

Научная и общественная деятельность Франклина нераз­рывно связана с американской буржуазной революцией, с спра­ведливой войной американского народа за свою независимость в 1775—1783 годах.

Самым крупным по объему и наиболее известным произве­дением Франклина является «Автобиография» (TheLifeofBenjamin FranklinwrittenbyHimself). Она была начата Франк­лином в 1771 г. в Англии, писалась в течение многих лет, но так и осталась незаконченной. В первом из фрагментов описы­вается его детство и жизнь до женитьбы в 1730 г. Второй, бо­лее короткий фрагмент, содержащий известные дидактические страницы о моральном самоусовершенствовании, был написан во Франции в 1784 г. Третий и четвертый, добавленные Фран­клином уже в США в последние годы его жизни, доводят повествование до 1757 г., обрываясь на эпизодах, связанных с приездом Франклина в Англию в качестве представителя Пен­сильвании. Сохранившийся план работы показывает, что Фран­клин намеревался написать историю всей своей жизни. Появление книги в свет также имеет свою длительную историю. Первая и вторая части были напечатаны в Париже во французском переводе в 1791 и 1798 гг. На языке подлинника «Автобиогра­фия» вышла целиком лишь в 1868 г.

Автобиография Франклина — это рассказ человека «треть­его сословия» о том, как он, полагаясь только на свои силы, достиг знаний и славы. Многие эпизоды этого жизнеописания стали классическими, как, например, появление бесприютного юноши Франклина на улицах Филадельфии — города, который должен был стать ареной его возвышения, — с тремя краюхами хлеба, купленными на последние деньги. Без всякой рисовки Франклин повествует о своей жизни, комментирует свои удачи и критикует ошибки. Идеологическая схема автобиографии та­кова: сперва Франклин применяет выработанные им правила практической морали для достижения материальной независи­мости; затем он использует материальное благополучие для дальнейшего просвещения своего разума и для деятельности на пользу общества.

Пафос рассказа, как это хорошо чувствовали современники, был в том, что герой автобиографии, молодой буржуа, возвышался не путем отречения от своего класса и перехода к ари­стократии и не в качестве «плута», достигающего своей цели ценой обмана и унижений перед сильными мира сего, но в рамках повседневной жизненной практики буржуазии и как ее выдающийся представитель, которого не могут не признавать даже враги. Друг Франклина Воган, прочитав первую часть «Автобиографии», писал Франклину (убеждая его опубликовать рукопись), что история его жизни может иметь большее значе­ние, чем «все жизни Плутарха, взятые вместе». Воган намечает несколько важнейших (с точки зрения буржуазного Просвеще­ния) воспитательных задач, которые призвана выполнить книга Франклина: она покажет, что человек не является по своей природе злобным животным и что его моральные ка­чества зависят от условий воспитания; она покажет, сколь мало необходимо знатное происхождение «для счастья, добродетели и величия». Наконец, она будет способствовать надлежащему взгляду на американскую революцию, показав высокие достоин­ства одного из ее виднейших вождей.

Этой оценке Франклина его современниками резко проти­воречит укоренившийся в XIX века и поддержанный в особен­ности романтиками взгляд на Франклина как на проповедника филистерской морали и грубого апологета буржуазно-собствен­нического идеала. Карлейль называет Франклина «отцом всех янки», подразумевая под «янки» тип американского бессовест­ного буржуа-дельца. Ките с презрением говорит о «философствующем квакере, набитом скаредными поучениями». Эти суждения основываются, главным образом, на дидактиче­ских страницах «Автобиографии».

В «Автобиографии» Франклин рассказывает, как в пору своего духовного самоопределения в Филадельфии он «возымел дерзкий и честолюбивый замысел» прийти к моральному совер­шенству. Он установил с этой целью тринадцать обязательных добродетелей, к овладению которыми ему надлежало стремить­ся: воздержание, молчаливость, стремление к порядку, реши­тельность, бережливость, прилежание, искренность, справедли­вость, умеренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, сми­рение. Франклин рассказывает, как, не надеясь сразу овла­деть всеми тринадцатью добродетелями, он практиковал их по очереди. Он приводит составленную им табличку, на которой он каждодневно отмечал свои достижения и промахи на пути морального совершенствования. Франклин не скрывает, что поставленная задача была для него неотрывна от задачи материального преуспевания. С характерной для него откровен­ностью он рассказывает, как, желая произвести благоприятное впечатление на соседей своим трудолюбием и тем повысить у них свой коммерческий кредит, он сам перевозил бумагу в свою типографию на ручной тележке так, чтобы все это ви­дели. Такой поступок, по правилам практиковавшейся Франкли­ном «моральной арифметики», согласовывался с добродетелями прилежания и бережливости, но, без сомнения, приходил в противоречие с добродетелью искренности, так как не вызывался необходимостью.

В самом начале своей «Автобиографии» Франклин с некото­рой гордостью заявляет: «… по своему происхождению я не был ни богат, ни знатен и первые годы моей жизни прошли в бедности и безвестности…»

Подчеркивая приоритет мелкого труженика над богатым бездельником, Франклин вовсе не предполагал ограничить пределы капиталистической собственности. Его больше устраи­вала умеренная социально-политическая программа Вольтера, чем мелкобуржуазный радикализм Руссо. Однако, подобно Вольтеру и Руссо, Франклин боролся за торжество новой, более прогрессивной капиталистической формации, выступал против феодальных пережитков, которые в условиях Америки того времени усугублялись отвратительной системой рабства, g этом — огромная историческая заслуга Франклина.

Общественно-политическая и теоретическая деятельность Франклина также явилась крупным шагом вперед. Его имя навсегда вошло в историю науки, в историю просветительской философии XVIII века.

Франклин получил широкую известность как естествоиспы­татель, как выдающийся представитель передовой технической мысли XVIII столетия, как блестящий знаток политической экономии, как историк, социолог и философ. Он был также автором замечательных литературных произведений, метких памфлетов, остроумных пародий на «священные» книги.

В своей «Автобиографии» Франклин сообщает, как еще в раннем возрасте он с помощью своего отца изучал технику и научился конструировать в опытном порядке небольшие меха­низмы. «…Отец, — пишет Франклин, — стал брать меня с собой на прогулки и показывал мне плотников, каменщиков, тока­рей, медников и других мастеров за их занятиями, чтобы иметь возможность обнаружить мои склонности и определить меня к такому ремеслу, которое удержало бы меня на суше. Мне всегда с тех пор доставляло удовольствие видеть, как управ­ляются со своими инструментами хорошие мастера; мне пошло на пользу и то, что я приобрел некоторый навык и мог сам сде­лать кое-что в доме, если нельзя было найти мастера; кроме того, я умею своими руками изготовлять небольшие машины для моих опытов».

В своей «Автобиографии» Франклин повествует о том, как он еще в 15-летнем возрасте начал сомневаться во многих религиозных догматах, несмотря на строго религиозное воспи­тание, полученное в семье. Так называемые священные книги не удовлетворяли молодого Франклина, и он стал скептиче­ски относиться к самому понятию «божественное откровение». Однажды в его руки попало несколько книг, направленных против деизма. Эти книги оказали на молодого Франклина глубокое влияние. «Аргументы деистов, — писал амери­канский мыслитель, — которые приводились для опровер­жения, показались мне гораздо сильнее, чем сами опро­вержения; короче говоря, я вскоре стал самым настоящим деистом».

Воспитанный в религиозном отношении в пресвитерианских правилах, Франклин считал некоторые догмы этого вероиспо­ведания, вроде признания вечных божественных законов или предопределения одних людей к спасению, а других к осужде­нию, неразумными. В результате он перестал посещать публич­ные собрания своей секты и сделал воскресенье не днем молитв, а днем научных занятий.

В своей «Автобиографии» Франклин пишет, что от религии он заимствовал только веру в существование бога и в создание мира. Эти принципы Франклин называет сущностью всякой религии и находит их во всех вероисповеданиях. Отсюда он делает уже чисто просветительский вывод: все религии в оди­наковой степени полезны, если они поддерживают нравствен­ность, и в одинаковой степени вредны, если они разделяют лю­дей и сеют между ними вражду. Исходя из этого, Франклин призывает к свободе совести, к свободе вероисповеданий и кри­тикует фанатизм в любых его проявлениях.

С большим сарказмом рассказывает Франклин о содержа­нии религиозной проповеди, прочитанной однажды пресвите­рианским священником. В этой проповеди выдвигалось тре­бование к молящимся соблюдать пять принципов: святость воскресного дня, усердное чтение священного писания, посеще­ние в должное время церковных служб, принятие всех религиоз­ных таинств и, наконец, проявление «должного уважения» к слу­жителям бога, т. е. К духовенству. «Все это, возможно, было хорошо, — заключает Франклин, — но так как это было сов­сем не то, чего я ожидал от проповеди на этот текст, я потерял надежду услышать о том из какой-нибудь другой проповеди, возмутился и больше не посещал его проповедей». Быть мо­жет, такое поведение и предосудительно, рассуждает Франклин, но он не собирается приносить каких-либо извинений, ибо его цель состоит в том, чтобы «изложить факты, а не в том, чтобы их оправдывать».

С целью высмеять религиозных фанатиков, нетерпимо отно­сящихся к инакомыслящим, Франклин написал замечательную, полную искрящегося остроумия «Притчу против преследова­ния», в которой, пародируя теологов, убедительно показывает внутреннюю несостоятельность церковной догматики. «Притча против преследования» Франклина — боевой просветитель­ский памфлет, доступный самым широким слоям чита­телей.

Таким образом, Франклин рассматривает науку не как слу­жанку теологии, а как могучее орудие для практической дея­тельности людей. Он выдвигает исключительно плодотворную мысль о том, что учащиеся даже низших классов должны зна­комиться с промышленной и сельскохозяйственной деятель­ностью.

В своей «Автобиографии» Франклин говорит о боге в духе культа разума эпохи французской буржуазной революции. Он называет бога лишь источником мудрости и утверждает, что человеческий разум должен обращаться к богу только за тем^ чтобы умножить свои собственные познания. Франклин сообщает, что он придумал даже специальную молитву, в кото­рой в духе просветительского рационализма обращается к богу с одной только просьбой: «Возрасти во мне мудрость, которая откроет мне мое истинное благо». Поэтому в форме молитвы Франклин по сути дела полемизирует с религией, провозгла­шающей божество источником всех истинных благ. С точки зрения Франклина, истинное благо открывает человеку только его собственный разум.

В этой же молитве Франклин, опять-таки полемизируя в скрытом виде с теологией, обращается к деистическому богу с просьбой укрепить его решимость исполнять все то, что пред­писывается мудростью. Этим самым Франклин как бы хочет сказать: не заповеди, установленные богом, должны лежать в основе человеческих дел, а предписания самого человеческого разума.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 174
Бесплатно скачать Сочинение: Жанр автобиографии на примере «Автобиографии» Бенджамина Франклина