Статья: Административно-правовой статус граждан РФ
Необходимость использования термина «физические лица» обусловлена, прежде всего, их множественностью и разным объемом административной правосубъектности (правоспособность и дееспособность в единстве и развитии). Кроме этого, в новом административном законодательстве об административных правонарушениях с 1 июля 2002 г. широко используется этот термин.
К физическим лицам можно отнести следующие категории индивидуальных лиц: граждане РФ, граждане СНГ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права. Мы рассмотрим три категории физических лиц: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
Особым признаком демократического государства является не только признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, но и его обязанностей (ст. 2 Конституции РФ). Каждое физическое лицо в России обладает на ее территории всеми правами, свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2, ст. 6 Конституции РФ).
Конституционные нормы, регламентирующие основные права и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение, скорее наоборот, они детализируют их права и свободы, а также регламентируют отношения по возложению на них обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством меры ответственности за нарушение этих норм и правил.
Граждане России, выступая в роли субъекта административного права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе.
Административно-правовой статус гражданина включает комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.
Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституции РФ, международно-правовыми договорами. Законом от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ»1, Федеральными законами от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»,2 от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей»3, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. в ред. 1995 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан4, Федеральным законом от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ с измен, и доп. 7 августа и 7 ноября 2000 г. «О беженцах», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 в ред. от 25 декабря 1995 г. с измен, и доп. от 7 августа 2000 г. «О вынужденных переселенцах», Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих»5, Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», Федеральным законом от 08.08.2001 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»1, федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 28.02.1997 г № 1-ФКЗ2, «Всеобщей декларацией прав человека» от 10 декабря 1948 г., «Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека», которая вступила в силу для РФ с 11 августа 1998 г3, Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ, ФЗ от 31.05. 2002 г. «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ, указ Президента РФ от 14.11.2002 г. «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.
В законе «О гражданстве РФ» впервые определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ.
1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.
4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.
5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.
6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.
7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, то есть теперь будет меньше фиктивных браков с целью приобретения гражданства.
Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
Расторжение брака также не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.
Гражданство России приобретается (ст. 11):
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство России;
в) в результате восстановления в гражданстве России;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором России.
В ст. 14. регламентирован упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации:
а) для лиц, имеющих хотя бы одного нетрудоспосрбного родителя, имеющего гражданство России;
б) имели гражданство СССР*, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства и другие условия.
Основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство России и о восстановлении в гражданстве России возникают (ст. 16), если заявления поданы лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя России или иными действиями создают угрозу безопасности России;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство России или о восстановлении в гражданстве России, выдворялись за пределы Росси в соответствии с федеральным законом;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--