Статья: Алгоритмы декомпозиции и перебора L-классов для решения некоторых задач размещения
В [1] описаны алгоритмы для решения частично целочисленных задач производственно-транспортного типа, основанные на идее декомпозиции Бендерса и метода направленного перебора. В данной работе предлагаются декомпозиционные алгоритмы для простейшей задачи размещения (ПЗР), задачи о p-медиане [2, 8] и некоторых других постановок, в которых наряду с отсечениями Бендерса для решения целочисленной подзадачи используется лексикографический перебор L-классов [?]. Краткое сообщение о них имеется в [7].
Рассмотрим ПЗР в следующей постановке. Дано конечное множество пунктов возможного размещения предприятий и список клиентов. Предприятия производят однородный продукт в неограниченном количестве. Известны стоимости размещения предприятий в указанных пунктах и затраты на удовлетворение спроса каждого клиента. Требуется разместить предприятия и прикрепить к ним клиентов так, чтобы суммарные производственно-транспортные затраты были минимальны. Введем некоторые обозначения:
m - число пунктов возможного размещения предприятий, i - номер предприятия,
n - число клиентов, j - номер клиента,
ci - стоимость размещения предприятия в пункте i;
tij - затраты на удовлетворение спроса клиента j предприятием i (включающие издержки на производство и транспортировку);
xij - часть всей продукции, которую необходимо доставить с предприятия i клиенту j;
Обозначим .
Мы используем следующую модель ПЗР:
(1) | |
(2) | |
(3) | |
(4) |
2. Алгоритм перебора L - классов
В [?] и других работах развивается подход к анализу и решению задач целочисленного программирования, основанный на регулярных разбиениях пространства Rn. Много результатов было получено с помощью L-разбиения.
Дадим определение L-разбиения. Пусть , - символы лексикографического порядка. Точки являются L-эквивалентными, если не существует , такой что . Это отношение разбивает любое множество на классы эквивалентности, которые называются L-классами. L-разбиение обладает рядом важных свойств.
1) Каждая точка образует отдельный L - класс. Остальные классы состоят только из нецелочисленных точек и называются дробными.
2) Если X ограниченное множество, то фактор-множество X/L - конечно.
3) L - разбиение согласовано с лексикографическим порядком, то есть для любого X все элементы X/L могут быть линейно упорядочены следующим образом: для всех .
Если X ограничено, то X/L можно представить в виде
Рангом L - класса V называется число , если V дробный L - класс и r(V) = n+1 для любой целой точки.
Алгоритм перебора L - классов основан на идее поиска элемента L - разбиения, непосредственно следующего за данным L - классом в порядке лексикографического возрастания (для задачи на минимум).
Пусть . Рассмотрим этот метод более подробно для многогранника . Задача булева программирования (БП) имеет вид:
(5) |
Соответствующая задача линейного программирования (ЛП) состоит в нахождении лексикографически минимального элемента множества M.
Пусть и известен некоторый представитель . Сначала мы ищем соседний к V дробный элемент V' такой, что где r - ранг класса V, и x - некоторая точка из V'. Если V' будет найден, продолжаем процесс для V' вместо V.
В противном случае мы ищем V' такой, что , - ранг V', . Если V' не может быть найден, мы уменьшаем (если это возможно) r' на 1 и продолжаем просмотр. Если V' будет найден, мы возвращаемся к началу процедуры и V' становится исходным L - классом.
Если не существует соседнего дробного L-класса, то либо мы получаем оптимум задачи БП, либо приходим к выводу, что задача не имеет решения. Процесс является конечным, так как M ограничено.
Опишем алгоритм перебора L - классов. Для простоты номер итерации будем опускать.
Шаг 0. Решаем исходную задачу ЛП. Если она не имеет решения или ее решение целочисленное, процесс завершается. В противном случае идем на шаг 1.
Шаг 1. Обозначим через оптимальное решение задачи ЛП, которая рассматривалась на предыдущем шаге. Находим
Формируем задачу ЛП путем добавления к исходной ограничений
Ее целевая функция . Находим решение x' этой задачи. Возможны случаи:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--