Статья: Арифметические типы данных. Числовые константы и переменные
В языке Паскаль определены следующие арифметические типы данных: целочисленные типы - Byte, ShortInt, Word, Integer и LongInt; вещественные типы - Single, Real, Double и Extended; и не совсем вещественный тип Comp. Характеристики этих типов приведены в таблице 1 (запись 1.5e-45 означает 1.5, умноженное на 10 в степени -45, это общепринятое в языках программирования обозначение для вещественных чисел - константа с плавающей точкой).
Таблица 1
Арифметические типы данных
Название типа | Диапазон допустимых значений |
Количество верных цифр |
Размер в байтах |
Byte | 0...255 | - | 1 |
ShortInt | -128...127 | - | 1 |
Word | 0..65535 | - | 2 |
Integer | -32768...32767 | - | 2 |
LongInt | -2147483648...2147483647 | - | 4 |
Single | 1.5e-45...3.4e+38 | 7-8 | 4 |
Real | 2.9e-39...1.7e+38 | 11-12 | 6 |
Double | 5.0e-324...1.7e+308 | 15-16 | 8 |
Extended | 3.4e-4932...1.1e+4932 | 19-20 | 10 |
Comp | -9.2e18...9.2e18 | 8 | 8 |
Типы Byte и Word используются для целых величин без знака, типы ShortInt, Integer и LongInt - для целых со знаком, типы Single, Real, Double и Extended - для вещественных величин. Тип Comp может содержать только целые числа от -2 63 +1 до +263-1, но эти числа хранятся в вещественном формате, поэтому тип Comp считается вещественным. С данными типа Comp можно обращаться так же, как с данными других вещественных типов, но дробная часть числа при этом автоматически отбрасывается.
Целые числовые константы записываются в языке Паскаль в десятичном виде или в 16-ричном виде, 16-ричная константа начинается с символа $ и содержит 16-ричные цифры : 0-9,A-F. Например, число 255 можно записать как $FF. Числовые константы по умолчанию имеют тип Integer или LongInt. Вещественные константы записываются либо с фиксированной точкой, например, -1.234, либо с плавающей точкой, например, -1.234E-5 или 555е12.
В программе, как правило, приходится использовать переменные арифметических типов. Каждая такая переменная (и переменная любого другого типа) в языке Паскаль должна быть обязательно описана, т.е. должен быть явно указан ее тип. Описание переменных в общем случае имеет вид:
VAR имя , ... , имя : тип ; имя , ... , имя : тип ; ...
Здесь имя - имена переменных (идентификаторы), тип - типы переменных, VAR - ключевое слово, означающее, что после него следуют описания переменных. Переменные одного типа можно описать совместно, разделив их имена запятыми, а можно описывать и каждую переменную отдельно. Точка с запятой означает окончание описания переменных данного типа. Слово VAR может повторяться в программе сколько угодно раз. Выбор типа для той или иной переменной определяется назначением этой переменной. Пусть, например, переменная i служит счетчиком (индексом) элементов некоторой последовательности, причем известно, что количество элементов не может превосходить 100. Мы можем описать переменную i любым целочисленным типом, но правильный выбор - Byte или ShortInt, любой другой тип будет избыточным. Всегда следует выбирать типы переменных осознанно; если вы не понимаете, какой тип должна иметь ваша переменная, вероятнее всего, эта переменная в программе не нужна. Для вещественных переменных чаще всего используется тип Real, являющийся основным вещественным типом в Паскале, поэтому мы везде будем писать Real для вещественных переменных, хотя это может быть и другой вещественный тип.
Пусть в программе нам необходимы переменные b1,b2,b3,b4 типа Byte, переменные i,j,k типа Integer и переменные r1,r2 типа Real. Их можно описать, например, так:
VAR b1,b2,b3,b4 : Byte;
i,j,k : Integer;
r1,r2 : Real;
или так :
VAR b1 : Byte;
i,j,k : Integer;
VAR r1 : Real;
VAR b2,b3,b4 : Byte;
r2 : Real;
Эти описания эквивалентны.
Всякая переменная обладает четырьмя атрибутами: именем, типом, адресом и значением. Имя переменной есть идентификатор, т.е. последовательность символов; тип переменной определяет ее свойства, диапазон допустимых значений и размер памяти, необходимый для размещения этой переменной; адрес переменной указывает на место в памяти, где размещается ее значение; переменная всегда имеет некоторое значение, даже если вы ничего не сделали, чтобы определить это значение. В последнем случае говорят, что переменная не определена; это значит, что ее значение не известно нам заранее (ни в коем случае не следует думать, что неопределенные переменные имеют нулевые значения - это не так).
Каким же образом определить значение переменной ? Для этого используется оператор присваивания:
имя:= выражение;
Здесь мы встречаемся с двумя новыми понятиями - оператор и выражение. Оператор - это минимальная осмысленная конструкция в языке Паскаль, вся программа - это последовательность операторов. Оператор всегда заканчивается символом ";", кроме одного единственного оператора END. Допускаются пустые операторы ";" , не выполняющие никаких действий. Выражение - это конструкция, состоящая из одного или нескольких операндов и, возможно, знаков операций, и имеющая некоторое значение. Операндами могут быть константы, переменные и другие выражения, т.е. вы можете строить сколь угодно сложные выражения. Мы не знаем пока никаких знаков операций, но предположим, что знак + означает операцию сложения (это так и есть). Запишем несколько выражений:
1 (константа есть частный случай выражения);
b1 (переменная есть частный случай выражения);
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--