Статья: Аспекты анализа методологических проблем соотношения государства и права
У государства и права общественная основа, которая проявляется в защите интересов и свобод соответствующих социальных слоев. Следовательно, между ними не может быть противоречий.
Данное утверждение является справедливым, хотя проблемы соотношения государства и права, таким образом, не исчерпываются. В первую очередь, необходимо выяснение сущностных характеристик правового государства как одной из самых актуальных проблем нового времени. Если государство и право едины, то в чем заключалась ошибка Г. Кельзена, который считал, что любое государство является правовым? Разве такая позиция лишена логики? Если это и так, то почему для юриста государство не отождествляется с правом и не каждое государство признается правовым [1]?
Для ответа на эти вопросы должны обратиться к социальной философии и историческому опыту. Как известно, существовали и существуют государства, в которых руководят обществом полуправовыми или полуадминистративными методами. Нормы, созданные в них, фактически игнорировались, действовали только команды, приказы, директивы. При директивном методе возникала нестабильность в обществе, и потому нужны были дополнительные ресурсы, а также осуществлялся надзор за всеми и всем (приходилось привлекать значительное количество полиции, как здесь не вспомнить высказывание российского императора Петра I: «Полиция является душой государства и всех хороших порядков, она фундаментальная основа человеческой безопасности и удобств»).
В XVIII веке в Европе существовали два типа полицейского государства феодально-пруський (тотальность невероятная); самодержавно-крепостнический (как пример – Российская империя, где низы беспощадно уничтожались властным аппаратом).
Но в ни одном из этих полицейских государств право не отменили полностью и в необходимом объеме. Часть норм (какая, правда, трудно сказать) действовала и охранялась средствами принуждения И. Кант точно охарактеризовал такое правление «государственным произволом».
В некоторых государствах ХХ века такой статус утверждался и углублялся (например, СССР), а в отдельных случаях и до сих пор превалирует пропаганда (Куба, КНДР). У них превалирует пропаганда идеологии, правовые нормы имеют декларативный характер а в отдельных случаях функции права выполняют в основном политические решения, партийные директивы, ведомственные распоряжения, приказы и инструкции должностного или партийного аппарата). Реальность противоречий между государством и правом выходит из их сущностных качеств (соблюдение или несоблюдение государством ею же созданного права).
Каковы же общие государства и права в обществе, разделенном на социальные слои? Обеспечение порядка (то есть создание среды, в которой господствуют мир, согласие, благосостояние). Кстати аналогичные идеи выдвигали классики марксизма еще в ХІХ веке. Они также считали, что государство и право создают порядок, обеспечивают согласие, мир, не дают классовой борьбе взорвать общество. Очевидно, вся история общества (кроме первобытного) – это борьба классов, но она связана с историей ведения хозяйства, экономической деятельности, без чего не было бы ни классов, ни их борьбы.
Еще Ф. Енгельс предостерегал: «чтобы они не пожирали друг друга, нужна сила, которая стоит над обществом и сдерживает его в рамках «порядка» [2].
Сущность государства не тождественна сущности права. По Ленину, сущность государства – выделение людей, которые управляют другими, используя аппарат принуждения [3]. Это полностью отвечает определению К.Маркса, по которому чиновники, армия, администрация, судьи – управленческая машина, которая создает свой собственный, отделенный от общества организм [4]. Да, государство – это существующий в обществе социальный организм со своей структурой, нормативной базой, профессиональным составом, интересами, монополией на силу, особенной профессиональной этикой, правосознанием, своеобразным мышлением и психологией. Возникновение и существование государства обусловлено:
а) труда;
б) выделением людей, профессией которых является управление и принуждение. Эти лица существуют за счет налогов, которые поступают от членов общества. Власть таких лиц распространяется в пределах территории, ограниченной другими государствами (горами, пустынями, морями).
Государство – централизованная иерархия должностных лиц, аппарат принуждения и управления, сила, которая владеет правом принятия общеобязательных решений и может их реализовать. Здесь следует вспомнить ленинский тезис: государство – это аппарат управления, который выделяется из человеческого общества [5].
Конечно, такая трактовка не нашла обоснования и развития в отечественной литературе да и, в конечном итоге, научными работниками, последователями этой идеологии преувеличивалась социальная роль бюрократии – во вред классовому, патриотическому подходу к оценке государства. Происходило от идей Джиласа, Васленского и других зарубежных критиков партийно-государственной номенклатуры, которая складывалась в административно командную систему. К чему же мы пришли? А к тому, что вместо выяснения сущности государства, начали изучать его формы, функции. Это все усложняло овладение теорией государства как таковой, мешало объективному определению ее места в обществе, в системе труда, в социальной структуре, в идеологии общества, в отношении к праву. Как известно, разнообразные взгляды на сущность государства складывались еще в античном мире, и в целом это имело очень ощутимое влияние на европейскую цивилизацию, на формирование политико-правовой идеологии.
Если же мы проанализируем все типы государств, то непременно придем к тому, что любое государство сохраняет структуру идеального государства Платона.
Что же выходит?
И, Платон выделил объективные основы государства и рассуждал о его идеальных формах. Аристотель описал формы правления и собственно их подал как виды государств [6].
Как видим, пристальное внимание к формам государства (в противовес его сущности) привело к тому, что изучались преимущественно устройство и состав высших органов власти (республики – аристократия и демократия, монархии – ограниченные, абсолютные и так далее), а затем еще и формы государственного единства (унитарные, федеральные, конфедеративные государства, особые и реальные унии и так далее), еще позже – формы политического режима, наконец, при соціально-классовом подходе – цели, , тенденции развития государств.
Поэтому, как правило, «речь идет не о том, что такое государство, а о том, как оно устроено, каковы его цели, кому оно, в конечном итоге, служит». Описание качеств государства усложняется целостно-идеологической ориентацией, которая нередко отождествляется со страной, Родиной, Отчизной, местом преживания соответствующей нации, рассматривается как благо цивилизации, воплощения культуры, и так далее.
При этом мы имеем множество определений государства (республиканское, монархическое, федеральное, тоталитарное, унитарное, демократическое, правовое, социальное, светское, имперское, рабовладельческое, полицейское, народное, народно-демократическое, многонациональное, переходное и т.д).
И, заметим, ни одно из них не выражает сущность государства. Сущность не выражает и распространенное определение государства как «политической организации общества». Почему? А потому что это определение не государства, а тоталитарной партии, которая пытается захватить власть над обществом в соответствии со своими интересами, идеологией, программой.
Отсюда достаточно сомнительная идея относительно разграничения «государственной власти» и «политической власти», которая оправдывает удвоение числа лиц, наделенных властью, и снижения их ответственности за состояние дел управления государством.
Гражданское общество не требует, чтобы его кто-то организовывал и направлял. Это – саморегулирующаяся система, которую следует охранять, в которой следует поддерживать порядок, развивать публичные структуры, выполняющие социальные функции.
Государство – это не организация общества, а организация, находящаяся в обществе, призванная его охранять и обслуживать. Эта централизованная система лиц, наделенных властными полномочиями, монополией и правом принятия общих решений. Она выступает как отделенная от общества сила.
Корпоративные интересы агентов власти не всегда совпадают интересам общества и не во всем тождественны им. Но общество не может обойтись без этой системы публичных служб, которые собственно и создают государство, хоть существовали общества (древние деспотии или тоталитарные государства XX века), в которых государство рассматривалось как цель, где индивид подчинен как средство. Вспомним фашизм, основная идея его вождей – господство фашистского государства над обществом, стремление к власти (Муссолини, 1932 год). Фашистская концепция государства всеобъемлюща: вне его не существует ни человека, ни духовных ценностей. Государство – синтез и объединение, исключающие все ценности.
Фашизм рассматривает государство как абсолют – иерархический централизм, государственная дисциплина, монополия на принуждение, издание общеобязательных норм. Он наделяет государство силой, которая преобладает над любой другой формой в данном обществе. Здесь кроется причина культа государства. Ведь его рассматривают не как часть общества, а как надстройку над ним, как могучее существо, которое имеет собственное имя, величественные дворцы, знаки, гимны, которые восхваляют страну, народ, высшие цели человека. С этим связано и отождествление государства с его высшими органами власти. Этому способствует, как уже отмечалось ранее, морфология перипатетизма, то есть свойственное Аристотелю с государства к его формам.
Попытка государства встать над обществом порождена проблемой преодоления «политического отчуждения», которая рассматривалась еще Руссо и была развита Гегелем. Что же это такое – «политическое отчуждение»? Это процесс независимости от общества и господства над ним; это превращение государства, возникшего в результате человеческой деятельности, в эдакое независимое от общества, и обществу этому не присущее, и господствующее над ним.
Вспомним слова Маркса: «Свобода заключается в том, чтобы превратить государство из органа, который стоит над обществом, в орган, который этому обществу полностью подчинен» [7]. Если защита общества – постоянная задача государства, то и общество всегда пыталось защититься от избыточной самостоятельности государства. Эта задача очень тяжелая и сложная.
Государство – это цельная социальная система, могущество которой перевешивает все составляющие его части. Сосредоточив в своих руках принуждение, государство защищает, объединяет общество, в котором существует. В пределах государственных границ образуются государства, народы, нации. Государство – центр образования народа, поддержки общего порядка в обществе и защитник от внешних врагов. Выполняя важные социальные зада государство всегда пыталось бать могущественным и величавым, которые не уступали бы ореолу церкви. Роскошные дворцы, грандиозные пирамиды, гигантские памятники государственным деятелям и полководцам, государственные праздники, гербы, флаги, гимны, культ правительственных лидеров, наделенных властью, – все это призвано утверждать психологию зависимости от государства как от чего-то чрезвычайного и всесильного. Культ государства усиливается и укрепляется патриотическим осознанием, которое отождествляет государство со страной, Родиной, Отчизной. Какой же выход из ситуации?
Одним из способов преодоления политической отчужденности, которое породило человечество, является подчинение государства праву, призванному обеспечивать упорядоченность и предсказуемость действий государственной власти, стабильность зависимых от нее отношений. Соблюдение государством им же созданных норм – это то, к чему стремятся носители высшей государственной власти многих государств.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--