Статья: Библиотека - центр книжного предпринимательства в древнем мире
Самое большое значение в книжном обмене древнего мира имели библиотеки, выполняющие весь комплекс архивных, библиотечных, учебных и производственных функций. При библиотеках в едином русле осуществлялись процессы обучения грамоте, индивидуального и группового чтения, создания новых произведений, их комментирования, а также копирования и тиражирования. Это был своеобразный период в древней истории книжного предпринимательства, когда литературная, образовательная, библиотечная, издательская и распространительская деятельность не разделялись.
Библиотеки в древности не носили общественного характера, и ведущая роль в формировании книжной культуры принадлежала представителям верховной власти. Цари и фараоны, выступая организаторами книжного дела, сохраняли и приумножали книжные богатства своих народов, внося тем самым большой вклад в мировую книжную сокровищницу. Выдающуюся роль у древних шумеров сыграл Ассурбанипал, создавший крупнейшую библиотеку, часть которой дошла до наших дней. В его дворце работала специально созданная мастерская по переписке книг, куда доставлялись тексты со всех концов его царства. Каждая табличка с клинописным текстом в библиотеке имела штамп, подобный тем, что употреблялись для маркировки товаров или оттисков на книгах. Штамп Ассурбанипала содержал такие слова: "В уважении, питаемом мною к Небу, Богу разума, я собрал эти плитки, велел сделать с них копии, пометить моим именем и разместить в моем дворце". Для хранения табличек было выделено специальное дворцовое помещение, которое называлось "Дом наставлений и советов". Аккумулировав в своем дворце письменные сокровища, этот царь оказал большую услугу человечеству, сохранив для потомков все богатства древней цивилизации. Заслуга Ассурбанипала перед мировой культурой состоит в том, что книги он собирал, как записано в одной из табличек, "на долгие времена". В библиотеке хранились глиняные таблички на разных языках с запечатленными сведениями из истории, результатами астрономических наблюдений и медицинских опытов, а также юридические акты, государственные договоры, художественные мифы, религиозные песни, рассказы о мироздании, в том числе знаменитый фрагмент о Всемирном потопе (ил. 1).
Это был далеко не первый известный в истории опыт организации книгописного производства представителями верховной власти, серьезно заботившимися о сохранении культурных богатств, и библиотеки создавались во многих крупных городах Месопотамии. Самая древняя библиотека была собрана ассирийским царем Тиглатпаласаром I в городе Ашшур, однако она не сохранилась и сведения о ней содержатся только в письменных источниках.
Не менее развитой была культура хеттов - древнего царства, разрушенного в ходе опустошительных войн. Хетты заимствовали у вавилонян их удивительно разнообразную литературу, а хеттские цари - Хаттусилис III и Мурсилис II - предпринимали огромные усилия по поиску и собиранию книжных архивов. Это были высокообразованные правители, проявившие себя как талантливые организаторы книжного производства. Хеттские писцы первыми в истории книжного дела стали указывать имена авторов и составителей текстов, что в значительной степени облегчало систематизацию и каталогизацию произведений.
Хранилища письменных памятников, созданных писцами-копиистами, существовали и в Древнем Египте. Писцы в Египте пользовались многими привилегиями и принадлежали к особой касте людей, связанных с сакральным знанием, так как египтяне считали свое письмо откровением богов, а покровителем знаний, письма и писцов бога Луны и мудрости - Тота. Писцы в Египте (ил. 2) принадлежали к числу духовно властвующей элиты, состояли на службе фараонов и не участвовали в тяжелых работах. Об особом социальном статусе писца говорится в "Поучении Ахтоя", засвидетельствовавшем, что писец освобожден от физических повинностей: "Ты не будешь таскать корзин. Отдалит это тебя от гребли веслом и избавит тебя от сечения прутьями...".
Египтяне умели ценить книгу. Такого количества библиотек, какое было в Египте, древний мир еще не знал. Фараоны, жрецы, переписчики внесли свою лепту в дело приумножения национальных сокровищ, создавая книжные хранилища, которые назывались то "Аптекой для души", то "Приютом мудрости". Владыки Древнего Египта содержали целую армию переписчиков, которые трудились не только для пополнения библиотек, но и для продажи. До нас не дошли в полной мере имена тех предприимчивых людей, чьими усилиями распространялась книга, но совершенно очевидно, что столь крупные масштабы книжного производства стали возможны благодаря заинтересованному отношению к культурным ценностям своего народа, своей страны.
Особое значение писцовой деятельности в Египте еще более возросло в связи с монополией на основной писчий материал - папирус, который производился только в этой стране (ил. 3). Благоприятные климатические условия обеспечивали египтянам абсолютное преимущество в производстве папируса, и со временем он стал основным предметом экспортной торговли Египта. Монополию на его производство египетские фабриканты, среди которых наиболее известно имя Фанния, удерживали не одно тысячелетие.
Слишком высокие цены, взлетевшие в связи с возросшей потребностью в папирусе, вынудили к поиску других удобных писчих материалов, каковым стал пергамен, изобретенный в античные времена в малоазиатском государстве Пергам. Здесь примерно ок. 180 г. до н.э. было налажено его производство, удовлетворяющее нужды Пергамской библиотеки. Ввиду дороговизны египетского папируса Греция и Рим отдавали предпочтение пергамену, закупая его в больших количествах. На протяжении I-II вв. папирус и пергамен успешно соседствовали в качестве писчего материала, но уже к III в. производство папируса пришло в упадок: его вытеснил пергамен как наиболее прочный и удобный материал, из которого сначала создавались свитки, а затем появились кодексы. Таким образом, в истории развития книжного производства зафиксирован первый опыт конкуренции, связанный еще пока только с материалами для письма.