Статья: Деловые игры
Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привлекательным. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания – деловые игры. Деловые игры моделируют реальную производственную, научную или иную "взрослую" деятельность. В этой главе мы дадим описание нескольких деловых игр. Игры эти отличаются простотой и обширной сферой применимости – как по возрастам, так и по учебным предметам.
Игра "КОМПЕТЕНТНОСТЬ"
Участники:
конкуренты – две команды учащихся;
наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу;
арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.
До игры:
1. Учитель знакомит класс со схемой игры.
2. Формируются команды, определяется состав фирмы-нанимателя.
Во время игры:
1. Учитель задает тему.
2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Поясним: тип заданий регламентируется заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи.
3. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе – каждый ответ.
4. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий "разбор полета", обращает внимание на ошибки, делает выводы.
Дистанционные курсы для педагогов
Центр "Эйдос" проводит дистанционные курсы и мастер-классы для педагогов по темам, связанным с активными формами и методами обучения.
ДИАЛОГ
– Сколько игроков в каждой группе?
– По моему опыту, от 4 до 6, нанимателей – от 1 до 5.
– Могут ли команды при подготовке вопросов или ответов пользоваться учебниками?
– Это как решит учитель. В старших классах я разрешал пользоваться любой литературой. Правда, в этом случае пропадает смысл задавать друг другу репродуктивные вопросы – ответ просто прочтут в учебнике.
– А что в это время делают остальные?
– Браво! Это главный вопрос. Есть несколько вариантов. Например, класс делится на болельщиков той или иной команды. Болельщики могут задать командам-соперницам по несколько вопросов и тем самым заработать несколько баллов для своих – если соперники не смогут ответить. Другой вариант: команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в действо.
– А разве нельзя сформировать больше двух команд?
– Можно. Игру можно "закольцевать". То есть команда А дает задание команде Б, та, в свою очередь, команде В... а последняя – команде А.
И каждая пара команд выходит на арену борьбы по очереди. Могут быть и другие варианты. Еще раз повторю: дорогу смекалке и творчеству!
Еще одна разновидность игры "КОМПЕТЕНТНОСТЬ" .
До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за неделю-две. Желательно, чтобы приготовленные задания предварительно просмотрел учитель – а то такое иногда бывает! (Впрочем, иногда учитель хочет, чтобы получилось именно "такое".)
Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники!
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--