Статья: Детская одаренность глазами педагогов
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.
Традиционно для отечественной школьной практики уровень развития ребенка определяет психолог. С помощью специализированных, надежных тестовых методик он оценивает глубинные слои психики ребенка, часто не доступные визуальному наблюдению. Но непосредственно развитием способностей детей занимается педагог. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей детей. Это обстоятельство говорит о том, что педагог также отслеживает изменения, происходящие в психическом развитии детей, с которыми работает.
Мы решили выяснить, насколько объективно педагоги оценивают одаренность того или иного ученика. Также целью нашего исследования явилось изучение того, в какой степени адекватность их оценки зависит от величины педагогического стажа, времени работы с данными детьми и, наконец, от уровня развития собственных интеллектуальных и творческих способностей.
В своей работе мы опирались на представление о детской одаренности как некоем интеллектуальном творческом потенциале, в той или иной степени присутствующем в каждом ребенке. Теоретической и практической базой для нашего исследования стала модель диагностики детской одаренности А.И. Савенкова, а именно: положение о необходимости интегрирования, вплетения диагностики в саму ткань педагогического процесса и об одной из ведущих ролей в ней педагога. С этой целью мы использовали сопоставительный анализ результатов психологического тестирования интеллектуальных, творческих способностей детей 5,5-10 лет и оценивания их педагогами различных специальностей.
Исследование проводилось на базе ГОУ № 1882, 399, 1666, НОУ «Гулливер» Москвы. В нем участвовало 395 детей и 56 педагогов — воспитателей старших и подготовительных групп детского сада, учителей начальной школы, воспитателей ГПД, педагогов-специалистов (преподавателей музыки, хореографии, театра, лепки, изобразительного искусства).
В качестве основных методов эксперимента использовались два комплекта диагностических методик, направленных на изучение интеллектуальных и творческих способностей как детей, так и педагогов.
В содержание предлагаемых педагогам шкал входили такие характеристики способностей детей, как продуктивность, гибкость, оригинальность, анализ и синтез мышления, перфекционизм, внимание и память. Каждому из них давалось определение и подбирались примеры их проявления у детей. Педагогам предлагалось оценить каждую из предложенных характеристик по пятиуровневой шкале.
Полученные результаты были следующими:
Анализируя степень объективности педагогов в целом, можно сказать, что и интеллектуальные, и творческие способности детей они оценили с небольшой степенью адекватности. Далее мы разделили педагогов по группам: а) воспитатели; б) учителя начальных классов; в) преподаватели предметов художественного цикла.
Группа воспитателей оценила в равной степени неадекватно как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Их представление о содержании интеллектуальных и творческих способностей детей было довольно узким и мало дифференцированным, и даже его расширение с помощью выделенных нами критериев привело лишь к потере объективности в их оценивании. Оценка учителей начальных классов была, напротив, достаточно объективна. Педагоги данной группы продемонстрировали близкую к средней степень адекватности при оценивании интеллекта и слабую степень адекватности при оценивании творческих способностей детей. Педагоги-преподаватели художественного цикла предметов были объективны в процессе диагностики ими творческих способностей детей, но неадекватно оценили их интеллектуальные способности.
Насколько объективны были педагоги при оценивании каждой из выделенных нами частных характеристик интеллектуальных и творческих способностей детей?
Наиболее яркой и доступной отслеживанию составляющей творческого мышления явилась для педагогов продуктивность мышления. Данный критерий не связан напрямую с творческим мышлением, поэтому многие исследователи оценивали его как второстепенный. Что касается основных характеристик креативности (таких, как гибкость и оригинальность), то уровень их развития у своих детей большинство педагогов оценили неадекватно. Это объясняется, на наш взгляд, как определенной неподготовленностью педагогов к их оцениванию, так и просчетами реального воспитательно-образовательного процесса в целом.
Определяя уровень интеллектуальных способностей детей, педагоги проявили большую активность, адекватно оценив внимание и память. Но данные психические процессы во многом являются вспомогательными для аналитико-синтетического мышления. В связи с этим их оценку также нельзя назвать достаточно объективной.
Вероятно, в этом проявляется общая направленность отечественной образовательной системы на расширение объема знаний учащихся. Несмотря на постепенное смещение ее ориентации с уровня обученности на уровень развития ученика, решение развивающих задач многими из педагогов по-прежнему сводится к развитию памяти и внимания учащихся.
Последним в нашем исследовании был вопрос: как влияет на адекватность оценки педагога уровень развития его собственного интеллекта, творческих способностей, а также величина педагогического стажа и времени работы с детьми.
Фактор собственных интеллектуальных способностей педагогов в значительной степени повлиял на их оценку интеллекта детей. Группа педагогов с высоким уровнем развития интеллекта достаточно адекватно оценила у детей такие качества, как анализ и синтез мышления, внимание и память.
Результаты анализа творческих способностей педагога подтверждают мысль о необходимости самого пристального внимания к развитию творческого начала в личности самого педагога. В данном случае наиболее объективными в оценке как интеллекта, так и креативности и их частных характеристик оказались педагоги с уровнем развития творческих способностей выше среднего и средним. Этот фактор оказал значительное влияние на адекватную оценку оригинальности, анализа и синтеза мышления, внимания, памяти и перфекционизма.
Как влиял на адекватность оценки фактор величины педагогического стажа? Наиболее «зоркими» в своей оценке способностей детей оказались педагоги, чей педагогический стаж попадает в интервал от 4 до 10 лет. У этих учителей адекватно диагностируемыми были названы перфекционизм, внимание, память, анализ и синтез мышления.
Педагоги, работающие с детьми второй-третий год, наиболее адекватно оценили интеллект и креативность детей (а также анализ и синтез мышления, внимание).
В итоге можно сказать, что наиболее значимыми факторами в процессе диагностики детской одаренности педагогами стали уровень интеллектуальных и творческих способностей у самого педагога, а также величина его педагогического стажа. Именно они повлияли на адекватность оценки самого большого количества компонентов интеллектуальных и творческих способностей детей. Давно доказано, что воспитать творческую личность может только педагог, сам имеющий творческую «жилку». В деле образования детей, в подготовке педагогических кадров еще мало внимания уделяется развитию творческого потенциала личности. Некоторым подтверждением этому служит тот факт, что даже среди педагогов, принявших участие в эксперименте, лишь 25% имеют уровень развития своих творческих способностей выше среднего, тогда как высокие интеллектуальные способности отмечаются у 66% учителей.
В заключение мы предлагаем читателям рекомендации по использованию выпускаемых сейчас игровых материалов, развивающих творческие и интеллектуальные способности детей.
Развивающая игра «Аналогии» (для детей 6-7 лет)
Мышление по аналогии является достаточно сложным типом мышления, доступным детям, начиная от старшего дошкольного возраста. По умению переносить получаемые знания из одной области в другую учителя оценивают прочность усвоения детьми знаний. Без этого качества трудно представить себе любую творческую деятельность, направленную на создание нового на основе уже имеющихся знаний и умений.
Игровой материал «Аналогии» является эффективным средством развития мышления по аналогии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Он представляет собой набор игровых карт, к каждой из которых необходимо подобрать недостающую карточку-пару. Принцип подбора карточек определяется типом связи двух из трех изображенных на карте предметов, например, если от девочки стрелочка ведет к платью, значит рядом с мальчиком необходимо расположить шорты и т.д.
Данный игровой материал можно использовать в коллективной игре. При этом каждый ребенок получает несколько карт, а маленькие карточки с ответами сосредоточиваются в руках ведущего. Он показывает карточки, а игроки выбирают те из них, которые подходят к изображенным на их картах. Таким образом, с помощью этого игрового материала развиваются не только мышление, но и зрительное внимание.
Комплект геометрических фигур «Головоломка Пифагора» (для детей 6-8 лет)
Для того чтобы узнать предмет, маленькому ребенку необходимо предъявить часть естественного, натурального его изображения. А ребенок более старшего возраста способен самостоятельно создавать довольно абстрактную, лишь отдаленно напоминающую по общим или отдельным чертам предметную конструкцию. На основе этой особенности создается большое количество геометрических конструкторов, один из которых мы и представляем вашему вниманию.
Это комплект геометрических фигур, который получается в результате деления одной из них на равные части различной формы. В данному случае — это квадрат. Сущность игры заключается в создании на плоскости силуэтов предметов или животных сначала по образцу, а затем и по замыслу, и по представлению. Целая серия данных конструкторов имеет определенную степень сложности.
Каждая простая игра является ступенькой к более сложной, позволяющей создавать еще более абстрактные изображения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--