Статья: Экологические проблемы Московской области и пути их решения
Губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов, Правительство Московской области проводят последовательную политику обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Главные ориентиры, цели и основы стратегии в нашей деятельности определены Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р.
Для решения экологических проблем в таком сложном регионе как Московский требуется постоянная, целенаправленная и упорная работа. В основе оздоровления окружающей среды Подмосковья лежат: межведомственное взаимодействие, научный прогноз, планирование мероприятий, участие представителей всех секторов общества. Мы отдаем предпочтение проведению профилактических мероприятий и работе на опережение.
Проблему легче предупредить, чем бороться с негативными последствиями. Поэтому государственную политику в сфере экологии и рационального природопользования Правительство Московской области осуществляет, реализуя долгосрочные программы, включающие комплекс профилактических и восстановительных мер.
Мероприятия областного значения выполняются в рамках федеральных целевых программ. Это программа "Экология и природные ресурсы", а также программа "Обеспечение населения России питьевой водой".
В целях уменьшения социально-экологической напряженности и предупреждения проблемных ситуаций Правительством Московской области разработаны и реализуются четыре областные целевые программы по вопросам лесопользования, недропользования, земельной реформы, комплексная программа "Экология Подмосковья", а также Государственная программа "Радиационная безопасность Московской области". Высокая социальная значимость этой работы очевидна.
Уровень жизни и здоровье населения напрямую связаны с качеством окружающей среды. Устойчивое социально-экономическое развитие, учитывающее интересы охраны природы требует больших затрат. В этой связи Правительство Московской области уделяет повышенное внимание совершенствованию экономических инструментов природопользования. Одной из приоритетных задач мы считаем обеспечение плановых объемов экологических платежей в бюджеты всех ypoвней.
В последние годы у нас наблюдается положительная динамика роста "экологических доходов". В бюджет Московской области поступает больше средств, чем плановые назначения. Мы намерены продолжать в будущем последовательную политику жесткого отражения природоохранных требований во всех наших разрешительных документах в части использования недр, лесов, водных ресурсов.
Другой приоритет - это борьба с загрязнением окружающей среды.
Сегодня уже в шести городах Подмосковья жители обслуживаются экологически чистым электрическим транспортом. Ведутся работы по составлению рабочих проектов троллейбусных линий в городах Железнодорожный, Жуковский, Красногорск, Орехово-Зуево, Реутов, Сергиев-Посад.
В результате использования пылегазоулавливающих установок и внедрение более совершенных технологий за 2002 год выбросы вредных веществ в атмосферу со стационарных источников сократились на 1 тысячу тонн. Снижение объема сброса загрязненных сточных вод составило 20,4 миллионов кубических метров.
В силу природных факторов обеспеченность Московской области водными ресурсами недостаточна. Это острая проблема.
В течение прошлого года Министерствам совместно с Центральным ДПР выдана 261 лицензия на право пользования подземными водами, заключено 120 договоров на пользование поверхностными водами.
Значительное внимание уделяется предупредительным мерам по половодью. Регулярны межведомственные совещания с руководителями животноводческих хозяйств Подмосковья. Проводятся комплексные проверки состояния источников питьевого водоснабжения города Москвы.
В сфере земельной политики мы намерены стимулировать повышение эффективности использования земель, создать условия, способствующие вовлечению земель в хозяйственный оборот. Для решения этих вопросов создается областная земельно-информационная система на основе государственного земельного кадастра. Выполнены мероприятия по кадастровой оценке земель в 22 городах и поселках Московской области, в 8 районах области проведены землеустроительные работы по обновлению плановых материалов, инвентаризации земель, разграничению земель, находящихся в государственной собственности и установлению границ зон с особым режимом использования земель.
В сфере сохранения биоразнообразия основной акцент в деятельности Правительства Московской области - это регулирование пользования объектами животного мира и среды их обитания. Нормотворческая деятельность направлена на обеспечение полного и точного соблюдения условий пользования объектами животного мира и лицензионных требований.
В рамках реализации законодательной инициативы Губернатора Московской области и Правительства Московской области нами подготовлен ряд законопроектов, впервые в практике Подмосковья регулирующих некоторые специальные вопросы на качественно новом уровне, например, вопросы управления особо охраняемыми природными территориями и вопросы обращения с отходами.
Непростую проблему составляют каждый из 58 действующих полигонов по захоронению отходов. Мощности по утилизации токсичных отходов отсутствуют. I
Минэкологии Московской области прилагает активные усилия для создания комплексов по переработке и сортировке отходов, что может значительно сократить объем отходов, подлежащих захоронению.
Ввод новых мощностей по переработке отходов часто связан с технологическими инновациями и требует формирования инвестиционных проектов. Как верно то, что охрана окружающей среды стоит денег, так и то, что охрана окружающей среды экономит деньги.
Ежегодно проводятся комплексные проверки радиационно-, ядерно-, химически- и биологически потенциально опасных объектов.
Особое внимание Минэкологии Московской области уделяет вопросам лесного хозяйства. В экономике страны и жизни людей значение лесов велико и многообразно. Лес - это живой организм. Заботу о нем можно образно сравнить с выращиванием урожая.
Благодаря усилиям лесной службы и пристальному вниманию
Правительства Московской области удается поддерживать лесистость на
уровне 41 процент. |
Решение экологических проблем связано с построением механизма межведомственного взаимодействия, объединением усилий всех уровней и ветвей власти.
Высокоэффективной формой сотрудничества мы считаем совместное проведение комплексных проверок деятельности хозяйствующих субъектов. В общем процессе контроля исполнения законодательства упор сделан именно на совместную работу.
Необходимым элементом экологической политики является также реализация общественного природоохранного потенциала и поддержка экологических инициатив граждан.
Человек, в каком бы районе, городе он не жил, будь то Москва или Тверская область, должен иметь возможность получить информацию о состоянии окружающей среды. Свою задачу мы видим в том, чтобы создать условия, при которых каждый человек имел бы возможность принимать участие в природоохранных мероприятиях.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--