Статья: Еще раз о хорошем вкусе (Пушкин и современная литература)

Эта тема приобретает особую остроту как правило в период юбилея поэта. А между юбилейными датами и торжествами течет литературный процесс, в котором все зреет, исподволь и незаметно. И вот приходит время подводить итоги...

Когда говорят о кризисе современной литературы (а говорят об этом все чаще), то в вину сегодняшним авторам вменяют прежде всего плохой, дурной вкус, их упрекают в общем снижении уровня и литературы и культуры в целом. В пример ставят Пушкина, его эпоху, высокий уровень культуры XIX века. Это подчас приводит к тому, что борьба современных писателей с навязываемыми извне классическими идеалами становится своего рода самозащитой. Многие современные исследователи, теоретики и культурологи, говорят о том, что всякий оригинальный талант чувствует консервативное влияние литературной традиции и подсознательно бунтует против нее, вольно или невольно деформируя наследие классиков.

В нашей статье мы предоставим слово двум современным авторам - Пригову и Петрушевской.

Так, Дмитрий Александрович ПРИГОВ (1) утверждает:

Вопрос о хорошем вкусе - вопрос весьма

мучительный

Тем более, что народ у нас чрезвычайно

впечатлительный [1]

Он подчеркивает, что сама проблема болезненно воспринимается не столько творцами, сколько публикой. Поэтому дело авторов - доказать, что стремление добиться от них хорошего вкуса во что бы то ни стало чревато последствиями:

Как часто [2] желание отстоять и повсеместно утвердить хороший вкус доводит

людей до ожесточения

Пригов заблаговременно предупреждает:

... стремление отстрелять дурной вкус как волка

Весьма опасная склонность

В итоге он приходит к парадоксальному выводу:

В этом деле опаснее всего чистые

и возвышенные порывы и чувства

Я уже не говорю о тенденции вообще

отстреливать культуру и искусство

Стоит, на наш взгляд, обсудить вопрос о "тенденции вообще отстреливать культуру и искусство".

Андрей Вознесенский в эссе-воспоминании "Голубой зал с черным камнем" рассказывает о том, как ему пришлось целый год скитаться по стране после своего выступления на печально известной встрече Хрущева с творческой интеллигенцией в Кремле. Вознесенский свидетельствует: "Один из поэтов, клеймивший с трибуны собрания в Союзе писателей, требовал для меня и Евтушенко высшей меры, как для изменников Родины" [3].

"Впечатлительный народ" - главный герой Пригова. О нем говорится прямо или косвенно, хотя сам этот герой иногда остается где-то за кадром. Народ высмеивается за беспомощность и инфантильность, стремление в трудную минуту обращаться за помощью к некоему всемогущему существу, не важно, кто им будет: Бог, Пушкин или кто- нибудь еще - лишь бы помог!

Невтерпеж стало народу

Пушкин! Пушкин! Помоги!

За тобой в огонь и в воду

Ты нам только помоги (с.91)

Это стихотворение Пригова подталкивает к выводу, что в 1917 г., после известного политического переворота национально-психологическая модель не претерпела существенных изменений: прежняя русская соборность или роевое начало (Л.Толстой) плавно сменились социалистическим коллективизмом; человек так и остался несамостоятельным и безответственным, так как он всегда надеялся "на локоть товарища", за него всегда Кто-то решал, а ему оставалось только кротко выполнять чужие приказы. Победоносное шествие чеховской Душечки "обоего пола" по всей стране!

Итак, что же отвечает Пушкин (по Пригову) "впечатлительному народу"?

А из глыби как из выси

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 285
Бесплатно скачать Статья: Еще раз о хорошем вкусе (Пушкин и современная литература)