Статья: Формирование информационной компетентности школьников в процессе практики работы на компьютере

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования как на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, так и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Одним из основных механизмов, обеспечивающих модернизацию российского образования, является информатизация образования, которую можно рассматривать как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

В этой связи необходимо формирование у обучаемых основ грамотной работы с информацией, навыков по использованию средств ИКТ в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебной деятельности, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, представление полученного результата, другими словами формирование информационно-технологической культуры.

Вместе с тем, в многочисленных курсах информатики недостаточно разработаны научно-методические подходы к организации практических занятий по освоению умений обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации, их развитию и совершенствованию в процессе выполнения учебных заданий; не уделено должное внимание приобретению обучаемыми навыков самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий, ориентированных на осуществление информационно-учебной деятельности.

В своей деятельности я использую методические подходы к организации информационно-учебной деятельности школьников, которые основаны на реализации принципов поэтапности и практической направленности в процессе выполнения учебных задании.

Это обеспечит:

сформированность умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации;

развитие умении самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих задании, требующих применения средств ИКТ.

Поэтому, основной организационной формой учебного процесса, обеспечивающего становление информационно-технологической культуры обучающихся, является комбинированный урок информатики, включающий следующие этапы:

организационный момент;

активизацию мышления и актуализацию ранее изученного;

объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая компьютерной презентацией;

работа за компьютером;

подведение итогов урока.

Формирование информационно-технологической культуры требует применения в учебном процессе общих и специфических методов, связанных с применением средств ИКТ:

словесных методов обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);

наглядных методов (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

практических методов (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

проблемного обучения; метода проектов; ролевого метода и др.

При этом используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам средств ИКТ) формы работы учащихся.

При организации фронтальной работы по освоению новых технологических приемов я использую мультимедийные компьютерные презентации, обладающие наглядностью и выразительностью, усиливающие обучающий эффект за счет одновременного использования нескольких каналов восприятия информации.

Основной упор в формировании у школьников умений и навыков информационно-учебной деятельности делаю на практические методы: фронтальные лабораторные работы и индивидуальные практические работы.

Важная роль в формировании навыков индивидуальной и коллективной работы с использованием средств ИКТ принадлежит методу проектов.

При организации проектной деятельности особое внимание уделяю практической значимости получаемого школьником результата. При оценке знаний, умений и навыков школьника в области использования средств ИКТ происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос акцента с оценки на самооценку.

Формирование информационно-технологической культуры школьников осуществляется в рамках компьютерного практикума, представляющего собой особую форму организации учебной деятельности, целью которой является:

освоение умений в области использования средств ИКТ, их развитие и совершенствование в процессе выполнения учебных заданий;

приобретение навыков самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование имеющихся пользовательских и инструментальных умений и навыков;

выполнение творческих заданий, требующих применения средств ИКТ для регистрации, сбора, поиска, оценки, отбора, организации, хранения, передачи и тиражирования информации, а также представления полученного результата.

Компьютерный практикум строится на учебных заданиях и познавательных задачах, отобранных в соответствии с принципами межпредметности, многофункциональности и разноуровневости.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 117
Бесплатно скачать Статья: Формирование информационной компетентности школьников в процессе практики работы на компьютере