Статья: Формулы соуправления классом
Управление группой людей требует авторитета. Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика. Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь — уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.
В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляющие — авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры — какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая... А сейчас нас интересуют конкретные приемы поддержания этой составляющей — демократической, дружеской, сотруднической.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старшеклассникам, тоже нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.
ФОРМУЛА: учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.
Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Но по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит.
Пример.
Учитель разбирает на уроке сложные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает в конспект. Пусть видят рассуждения вслух, ошибочные попытки, радость ухватывания логической нити и распутывания всего клубка. Обычно диспозиция урока такая: учитель по одну сторону "баррикады" - задачи, а ученик — по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются с задачей. И, победив, поздравляют друг друга!
А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе — в бой...
Пример.
Сергей Юрьевич Курганов (автор замечательной книги "Ребенок и взрослый в учебном диалоге") читал детям свои сочинения. На те самые учебные темы, на которые писали они. Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право учить!
ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ
ФОРМУЛА 1: учитель выходит за пределы учебника.
Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала — восторг и признательность ему обеспечены.
Пример.
Я долго, — продолжал он, — мучился над вопросом: как говорить на уроке о гармонических колебаниях — рассказать, как пружина колеблется, маятник колеблется и так далее? А потом пришло озарение, я подумал: мы живем на Черном море, я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одессе по теории колебаний? И вот он, шум прибоя, крик чаек, стук человеческого сердца, и вдруг — отрывок из "Песни о Буревестнике". Его прекрасно исполняет Смоктуновский! А потом я задаю вопрос: "Ребята, как вы думаете, почему урок сегодня начинается именно с этого фрагмента?" И фрезеровщики мне рассказывают о колебаниях... Мой традиционный вопрос: "Назовите тело, которое не колеблется". И снова неожиданный ответ: "Кирпич". Я им говорю: "Ребята, а если в глубь кирпича посмотреть — ведь там все те же колебательные движения атомов и молекул". И потом после маленького музыкального фрагмента начинается чистая физика, 20 минут чистейшей физики: колебания маятника, уравнение движения...' (Из опыта работы учителя-новатора Н. Н.Палтышева. Из кн: Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. - С. 214-215).
ФОРМУЛА 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета.
Если физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не пожалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Используйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на уроках литературы и языка. Всегда можно найти тему разговора, в рамках которой это не будет выглядеть притянутым "за уши". Связать гуманитарный цикл с естественнонаучным помогут Тит Лукреций Кар, Данте, Ломоносов, Верхарн, Свифт, Гете, Брюсов...
ФОРМУЛА 3: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.
Для этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала.
Пример.
Учитель физики начал тему "Резонанс" с вопроса: почему электрическая гитара, в отличие от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса? И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок-музыкантов...
Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного круга знаний помогает картотека. О картотеке учителя — разговор впереди.
СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ
ФОРМУЛА: учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.
Учитель всегда "смотрит сверху". Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором... Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не думают, — они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хотя это не просто — автор пробовал. Жалко все-таки себя, родимого. Но — риск вознаграждается!
Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а очень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.
ДИАЛОГ
— А как быть, если, например, конкретные Петя с Васей мешали мне вести урок?
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--