Статья: Гендерные особенности культуры безопасности студентов
В статье изложены некоторые результаты анкетирования студентов, раскрывающие отдельные характеристики культуры безопасностей девушек и юношей, обучающихся в вузе. Приведены и проанализированы фактические данные, свидетельствующие о наличии некоторых отличий взглядов девушек и юношей на проблемы безопасности и пути профилактики факторов риска.
Проведенное исследование позволило выявить сущность, структуру, функции культуры безопасности, привело к выводу о том, что культура безопасности человека включает в себя компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности), качества личности (ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды и убеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовой культуры личности (прежде всего, мировоззренческую, нравственную, психологическую, физическую готовность к безопасной жизнедеятельности), основные функции которых: защита от факторов риска, создание безопасных условий жизнедеятельности, развитие безопасной жизнедеятельности. Вместе с тем до настоящего времени в педагогике недостаточно изучены особенности культуры безопасности студентов, специфика культуры безопасности юношей и девушек. В связи с этим изложим результаты изучения особенностей культуры безопасности девушек и юношей, обучающихся в вузе.
В декабре 2005 г. мы осуществили анкетирование 901 студента Алтайской академии экономики и права (ААЭП), из них 413 юношей и 488 девушек 1-3 курсов юридического и экономического факультетов. Заполняя анкету, студенты выражали свое согласие или несогласие с утверждениями, отражающими различные аспекты культуры безопасности. При затруднении студенты отмечали вариант ответа «Затрудняюсь ответить». В. Н. Мошкиным и Г.Б. Буяльской были разработаны два варианта анкеты: «бумажный» и электронный. В декабре 2005 г. был использован «бумажный» вариант анкеты. Статистическая обработка результатов анкетирования осуществлялась с применением специальной компьютерной программы, разработанной В.Н. Мошкиным и Г.Б. Буяльской. На основе полученных с использованием анкетирования статистических данных проанализируем особенности взглядов девушек и юношей, отражающих содержание и уровень развития культуры безопасности студентов разного пола.
Утверждение 1: Я читаю статьи, брошюры, книги о безопасности, самозащите, выживании. С данным утверждением согласились 50% студентов. Однако девушек, согласных с этим утверждением, оказалось на 5% больше (согласно: 47% юношей и 52% девушек). Это свидетельствует о наличии признаков большей склонности девушек (чем юношей) к чтению литературы о безопасности.
Утверждение 2: Главная причина опасностей - ошибки и слабости самого человека. С утверждением согласны почти три четверти студентов (более 72% опрошенных). В то же время, если с утверждением согласились 78% юношей, то среди девушек согласие выразили 67% опрошенных. Таким образом, юноши оказались более склонными считать, что главная причина опасности заключается в ошибках человека.
Утверждение 3: Я могу сам позаботиться о себе: обезопасить себя, избежать травм, болезней, потерь. С утверждением согласились почти 74% опрошенных. Однако юноши оказались более уверенными в своих силах: с утверждением согласились 85% юношей и 64% девушек. Отсюда следует, что в данном случае различие мнений юношей и девушек оказалось еще более существенным, чем в предыдущем случае.
Утверждение 4: Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь. Ожидание добра и помощи от окружающих людей при опасности продемонстрировали 56% юношей и 60% девушек. Отсюда следует, что имеются признаки более высокой оценки девушками (по сравнению с оценками юношей) нравственной готовности окружающих людей оказать помощь в опасной ситуации. Вместе с тем это свидетельствует о наличии признаков более высокой готовности девушек обратиться за помощью к окружающим людям за помощью.
Утверждение 5: Если в незнакомой части города на меня нападут местные хулиганы, то я буду действовать смело и решительно. О своей уверенности в ситуациях нападения хулиганов заявили 85% юношей и 59% девушек. Таким образом, юноши считают, что более подготовлены к отражению посягательств хулиганов.
Утверждение 6: Если укротитель скажет, что заходить в клетку со львами безопасно, то я войду в нее вместе с ним. О готовности зайти в клетку со львом заявили 42% юношей и 36% девушек. Это свидетельствует о большей склонности опрошенных юношей (по сравнению с девушками) к неоправданному риску.
Утверждение 7: Я сам могу придумать выход в опасной ситуации. С этим утверждением согласны 90% юношей и 73% девушек. Это означает, что юноши более высоко оценивают свою интеллектуальную готовность к обеспечению безопасности.
Утверждение 8: Я ежедневно делаю утреннюю зарядку. Согласны с утверждением 26% юношей и 23% девушек. Из ответов следует, что опрошенные юноши несколько выше оценивают свою готовность к самосовершенствованию физической составляющей культуры безопасности.
Утверждение 9: Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании. С этим утверждением согласны 30% юношей и 34% девушек. Как и в случае с утверждением 1 девушки проявили более высокую самооценку готовности читать литературу (в данном случае литературу о физическом самосовершенствовании).
Утверждение 10: Я посещаю спортивную секцию. Согласны с утверждением 58% юношей и 46% девушек. Из ответов следует, что юноши более высоко оценивают свои усилия по физическому самосовершенствованию. Анализ фактических данных о составе спортивных секций в ААЭП показывает, что процентная доля юношей в секциях действительно больше, чем процентная доля посещающих секции девушек.
Утверждение 11: Следует избегать действий, которые могут привести к заражению сифилисом или СПИДом. С этим утверждением согласны 91% юношей и 96% девушек. Это означает, что имеются признаки более осторожного отношения девушек к перспективе заразиться в результате сексуального контакта или по иной причине. Вместе с тем различие в оценках юношей и девушек не является существенным: как юноши, так и девушки примерно одинаково опасаются заражения опасными болезнями.
Утверждение 12: В жизни следует избегать курения. Согласны с утверждением 88% юношей и 93% девушек. Это означает, что девушки в большей степени продемонстрировали отрицательное отношение к курению. Вместе с тем разница в 5% не является существенной. При этом следует учитывать, что приводимые данные свидетельствуют лишь об отношении студентов к курению, но не дают сведений о фактическом поведении юношей и девушек (курят ли они на самом деле или воздерживаются от курения).
Утверждение 13: Следует избегать употребления наркотиков. С этим утверждением согласны 94% юношей и 92% девушек. Из приведенных данных следует, что процентная доля девушек и юношей, отвергающих наркотики, примерно одинаковая.
Утверждение 14: В жизни следует избегать употребления крепких спиртных напитков. Согласны с утверждением 76% юношей и 90% девушек. Отвергают это утверждение 21% юношей и 9% девушек. Следовательно, юноши более склонны к употреблению крепких спиртных напитков, чем девушки. В то же время настораживает тот факт, что почти каждая десятая девушка заявила о своем положительном отношении к крепким алкогольным напиткам.
Утверждение 15: Я умею подобрать упражнения для развития силы.
Согласны с утверждением 75% юношей и 53% девушек. Приводимые данные подтверждают житейские знания о том, что юноши более склонны развивать свои физические возможности в целом и развивать свою физическую силу в особенности.
Утверждение 16: Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. С этим утверждением согласны 44% юношей и 23% девушек. Следовательно, юноши, как и в предыдущем случае, продемонстрировали более высокую самооценку своих усилий по самосовершенствованию физических качеств (выносливости).
Утверждение 17: Я каждый день обливаюсь холодной водой. Согласны с утверждением 9% юношей и 6% девушек. Из ответов следует, что и в данном случае юноши более высоко оценили свою физическую и психологическую готовность к безопасной жизнедеятельности.
Утверждение 18: Я знаю о том, как развивать свои физические возможности. С этим утверждением согласны 81% юношей и 67% девушек. Данное утверждение в обобщенном виде фиксирует самооценку студентов своей готовности к физическому самосовершенствованию. Различие в самооценке юношей и девушек в этом случае оказалось более существенным, чем в предыдущих случаях (процентная доля юношей, согласившихся с утверждением, оказалась на 14% больше, чем доля согласившихся с утверждением девушек).
Утверждение 19: Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием. Согласны с утверждением 81% юношей и 83% девушек. Следовательно, есть признаки более высокого уровня самоконтроля девушек во время занятий физкультурой (возможно, это свидетельствует о более осторожном поведении девушек).
Утверждение 20: Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов. С этим утверждением согласны 89% юношей и 93% девушек. Различие между ответами девушек и юношей не является существенным, однако и в данном случае девушки продемонстрировали более осторожное отношение к фактору риска.
Подводя итоги изложения результатов анкетирования девушек и юношей, сформулируем обобщающие выводы.
Приведенные факты свидетельствуют о наличии в культуре безопасности юношей и девушек общих свойств. Так, юноши и девушки примерно одинаково отвергают перспективу заражения смертельно опасными болезнями, отрицательно относятся к наркотикам и т.д.
Культура безопасности юношей и культура безопасности девушек несколько отличаются. Прежде всего, это отличие проявляется в самооценке физической и психологической готовности к безопасной жизнедеятельности.
Рассмотренные в статье отдельные результаты анкетирования студентов проливают свет на некоторые особенности культуры безопасности юношей и девушек. Дальнейшие исследования не только позволят выявить важнейшие характеристики уровня готовности студентов разного пола к безопасной жизнедеятельности, но и наметить пути дальнейшего совершенствования целей, содержания и средств воспитания культуры безопасности студентов вузов.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К КУРЕНИЮ1
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--