Статья: Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации

В 1996 г. в созданном по инициативе Отделения образования и культуры Российской Академии Образования Проблемном Совете по физической культуре и спорту была разработана, а в последующие годы настойчиво воплощалась в образовательную практику "Концепция физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи России" [2, 5, 6]. С тех пор были проведены масштабные исследования и эксперименты, выполнены несколько докторских и кандидатских диссертаций в указанных в данной концепции приоритетных направлениях поиска инновационных технологий физического воспитания детей, подростков и молодежи [1, 4, 5, 9].

Есть основания полагать, что в настоящее время в принципиальном плане близится к завершению работа по созданию теоретической основы для становления и развития инновационных технологий. Найдены и апробированы новые формы организации физического воспитания [2, 5, 7, 9, 10, 11]. В многочисленных экспериментах и в педагогической практике подтверждена их эффективность [3, 4, 5, 8, 9].

Эти работы внесли заметный вклад в формирование новой парадигмы физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа - от детского сада до вуза. Вместе с тем они вызвали и ряд серьезных возражений со стороны как приверженцев старой парадигмы, так и сторонников новой, сомневающихся в возможностях ее масштабной реализации на уровне национальной системы физического воспитания подрастающего поколения россиян.

Помимо причин чисто философского, диалектического характера, являющихся отражением естественных трудностей процесса развития нового знания и новых технологических потребностей, всегда сопровождающих смену парадигм, в данной конкретной ситуации мы имеем дело с действительно очень серьезными обстоятельствами, препятствующими реализации новых подходов к повышению эффективности физического воспитания в нашей стране. К их числу относятся:

1) отсутствие национальной доктрины коренного преобразования государственной системы физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи как обязательного условия физического и духовного оздоровления населения России, создания мощного стимула для формирования нового уровня культуры его жизнедеятельности на основе освоения ценностей здорового стиля жизни;

2) отсутствие в стране материально-технической базы, способной обеспечить условия для полноценных физкультурно -спортивных занятий в системе массового физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях разного типа;

3) отсутствие педагогических кадров, готовых без переобучения или дополнительной подготовки работать по новым технологиям физического воспитания;

4) отсутствие диагностического оборудования и обученных кадров, способных обеспечить реализацию здоровьеформирующей функции физического воспитания;

5) чрезвычайно низкий уровень информационно -образовательной культуры и соответствующих потребностей специалистов по физическому воспитанию, включая и управленцев сферы физического воспитания, физической культуры и спорта.

Нетрудно понять, что преодоление вышеприведенных негативных характеристик состояния массового физического воспитания, осуществляемого ныне в государственных или находящихся под контролем государственных структур образовательных учреждениях разного типа, по существу, возможно только на путях создания принципиально новой инфраструктуры национальной системы физического воспитания подрастающего поколения страны.

Теоретико-методологические и правовые основы проектирования данной инфраструктуры и ее последующей эксплуатации должны быть заложены в национальной доктрине физического воспитания детей, подростков и молодежи России.

Анализ недавно принятых решений и документов как на президентском, правительственном и ведомственном уровне, так и на уровне научного сообщества позволяет заключить, что существующее положение дел в инфраструктуре системы физического воспитания признается неудовлетворительным. Вместе с тем характер и направленность намеченных для ее модернизации мер никак не вписываются в масштабы, требуемые для действительно серьезного улучшения состояния дел в физическом воспитании юных россиян.

Действительно, количество учебных часов по образовательной области "Физическая культура" на всех ступенях общего образования разрешено довести до 3 в неделю, выделены средства для проведения мониторинга с целью оценки уровня физической подготовленности и развития детей, подростков и молодежи, прокламируется необходимость увеличения двигательной активности детей до 6-8 ч в неделю, намечено создание многоуровневой структуры всероссийских и региональных физкультурно -оздоровительных и спортивных мероприятий среди учащейся молодежи.

При этом практически не затрагиваются вопросы модернизации содержания процесса физического воспитания, неясно, что необходимо предпринять для создания научно-технологической, материально -технической, программно-нормативной и кадровой базы для такой модернизации, создания благоприятного социально-психологического климата для ее реализации.

По-видимому, настало время для обоснования методологии проектирования инфраструктуры физического воспитания в образовательных учреждениях страны, где, по крайней мере, имеется возможность обеспечить наиболее полный охват детского, подросткового и молодежного населения страны регламентными, то есть обязательными, формами физического воспитания.

Системообразующим фактором, детерминирующим всю конструкцию проекта формирования инфраструктуры обновленной национальной системы физического воспитания, является цель образования в области физической и спортивной культуры.

Исходя из современных представлений о феномене физической культуры, эту цель можно сформулировать как научение обучающихся в общеобразовательной школе знаниям, умениям и навыкам активного (деятельностного) использования базовых ценностей физической культуры для формирования и совершенствования своего физического, психического и нравственного здоровья , воспитание у школьников патриотического осознания его значимости для национального достоинства, безопасности и процветания России.

Методологическая установка на организацию условий, необходимых для достижения этой цели, может быть отображена в формулировках основных направлений и функций модернизированной, а точнее, принципиально новой инфраструктуры физического воспитания в общеобразовательной школе:

1. Создание организационно-педагогических условий привлекательности для детей содержания и направленности занятий физическими упражнениями, играми и оздоровительными мероприятиями на уроках физической культуры.

2. Обеспечение соответствия обучающих и тренирующих воздействий на уроках физической культуры особенностям возрастного развития моторики и психики обучающихся, их индивидуальным морфофункциональным особенностям, физкультурно-спортивным склонностям и интересам.

3. Активное и системное использование новейших технологий физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи.

4. Целенаправленное и приоритетное освоение обучающимися эстетических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры и стимуляция положительного отношения школьников к предмету "физическая культура".

5. Реализация трехразовых в неделю обязательных уроков физической культуры общим объемом от 200 до 270 мин.

6. Разработка принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих необходимые и достаточные возможности для реализации современных наукоемких технологий массового физического воспитания, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами и системами оперативного контроля за состоянием занимающихся, информационной поддержкой учебно-тренировочного процесса на уроках физической культуры.

7. Реструктуризация системы школьных спортивных сооружений в направлении создания мощных межшкольных многоцелевых комплексов для использования несколькими образовательными учреждениями.

8. Реорганизация учебного процесса по физическому воспитанию с направленностью на конверсионное использование в нем приемлемых элементов спортивной подготовки.

Учитывая масштабность критически необходимых преобразований систем массового физического воспитания детей, подростков и молодежи, следует планировать достаточно длительные сроки их реализации. Поэтому стратегия развития новой инфраструктуры должна предусматривать его многоэтапный характер.

На первом этапе в части обновления основных фондов материально-технического обеспечения массового физического воспитания необходимо предусмотреть проектирование различных типовых вариантов спортивных, учебно-спортивных сооружений и их эксплуатацию в экспериментальных режимах в разных регионах страны.

Первый вариант такого элемента инфраструктуры мог бы предусматривать создание системы учебно-спортивных сооружений, рассчитанных на использование одним общеобразовательным учреждением. Главным требованием к подобным сооружениям должна быть их универсальность, обеспечивающая возможность решения задач прежде всего общей физической подготовки с использованием тренирующих режимов двигательной активности. При этом важнейшими элементами данного сооружения должны быть: тренажерная, контрольно -диагностическая оснастка, видеотехника, компьютерное обеспечение учебно-тренировочного процесса, универсальные возможности трансформаций оборудования, конфигураций мест занятий и т.п. При определенных условиях этот вариант мог бы быть дополнен специально созданными возможностями для проведения уроков физической культуры на местности (в лесу, парке, на открытой спортивной площадке и т.п.).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 159
Бесплатно скачать Статья: Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации