Статья: Использование графического метода при изучении электрического резонанса в курсе физики средней

В настоящее время, когда физические методы исследования проникли во все области науки и техники, особую остроту приобрел вопрос о вооружении учащихся глубокими знаниями и методами исследования в физике.

Одним из методов исследований в физике является графический метод, который дает возможность учащимся усваивать сущность предмета, познавать закономерности новых явлений.

В этой связи является актуальным вопрос использования графического метода преподавания физики, который позволяет наглядно провести всесторонний анализ явления, выявить его причинно-следственные связи и обосновать экспериментальные наблюдения.

В качестве примера рассмотрим применение графического метода при изучении резонанса в электрической цепи.

Так, при изучении в 11 классе темы: «Электрический резонанс», после проведения опыта по наблюдению за яркостью свечения электрической лампочки, активное сопротивление которой , включенной последовательно с катушкой индуктивности , конденсатором и звуковым генератором ЗГ (рис.1), при изменении частоты, для объяснения эксперимента можно использовать графический метод.

С этой целью необходимо дать учащимся следующее задание: исходя из закона Ома для переменного тока постройте зависимость силы тока I от частоты w источника переменного напряжения (I=I(w)).

Учащимся известно, что зависимость силы тока I от напряжения в исследуемой цепи подчиняется закону Ома в следующей форме записи:

,

где - полное сопротивление цепи, которое равно

.

В этом выражении - активное сопротивление контура,

- индуктивное и емкостное сопротивления,

- индуктивность катушки и емкость конденсатора.

Так как напряжение постоянно с изменением частоты, то график зависимости тока от частоты противоположен частотной зависимости сопротивления.

Для построения зависимости от частоты w вначале строятся зависимости (рис.2,3,4)

Затем графики зависимостей представляем на одном рисунке (рис.5). Указанные кривые пересекаются. Точка пересечения этих графиков означает, что при определенном значении частоты источника переменного

тока w емкостное сопротивление конденсатора и индуктивное сопротивления катушки индуктивности равны, т. е. XC=XL или и тогда .

Но учащимся известно, что по формуле рассчитывается собственная частота колебательного контура. Делаем вывод, что при изменении частоты источника переменного тока в колебательном контуре на частоте w = w0 наблюдается равенство реактивных сопротивлений.

С учетом поведения кривых на рис. 5 представлен график модуля реактивного сопротивления цепи . Для его построения необходимо произвести вычитание ординат соответствующих графиков на нескольких частотах. Теперь с учетом рис.2 и 5 качественно можно представить график (рис.6).

Из графика на рис.6 следует, что на частоте и (так как ).

Если , то

Для .

С учетом частотной зависимости сопротивления от частоты согласно формуле строится зависимость I=I(w) (рис.7).

График зависимости тока от частоты противоположен графику зависимости полного сопротивления от частоты. На низких () и высоких () частотах , а ; на частоте полное сопротивление цепи для переменного тока является чисто активным и равно , а ток на данной частоте максимален и равен .

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 167
Бесплатно скачать Статья: Использование графического метода при изучении электрического резонанса в курсе физики средней