Статья: Исследование ценностных ориентации старшеклассников: содержание, сущность, основные цели
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, направлены на использование личностно-ориентированных образовательных технологий. В связи с этим изменилось отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без умножения интеллектуального потенциала страны.
Это, в свою очередь, привело к существенному усилению интереса к фундаментальным научным разработкам, направленным на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям, их апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей. Однако при их реализации нередко возникают как психологические, так и педагогические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования.
Как известно, одаренность имеет культурные детерминанты. Соответственно культурный аспект «одаренности» в довузовском образовании должен играть одну из главных ролей в становлении духовно-нравственной личности, способной к непрерывному образованию, саморазвитию, самоактуализации.
В этой связи возрастает актуальность изучения ценностных ориентации подрастающего поколения, обусловленная потребностями образовательной сферы в научно обоснованных подходах к формированию всесторонне развитой личности.
Ценностные ориентации мы рассматриваем как смыслообразующую основу человеческой жизни, обозначающую для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т. е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности. Являясь отражением представлений индивида о ближних и дальних целях, ценностные ориентации характеризуют субъектно-объективные отношения к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности [2].
В рамках научного исследования нами проведена диагностика ценностных ориентации старшеклассников по методике М. Роккича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Было протестировано 54 учащихся 11-тых и 10-тых классов лицея-интерната СевКавГТУ для одаренных детей Ставропольского края.
Ценностные ориентации М. Роккич подразделяет на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности, согласно классификации Роккича, подразделяются на:
1) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
2) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
3) наличие хороших и верных друзей;
4) здоровье (физическое и психическое);
5) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Инструментальные:
1) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
2) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
3) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
4) честность (правдивость, искренность);
5) ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
Испытуемым предлагалось проранжировать список ценностей, причем таким образом, чтобы на первое место стала наиболее значимая и важная в их жизни. Далее на второе, третье и до восемнадцатого проставлялись ценности по убыванию значимости.
Возможны различные подходы по способу подсчета групповой оценки выраженности той или иной ценности. Один из них - определение среднего значения по каждой ценности, в результате чего мы получаем сглаженную оценку рангов (всегда величина положительная).
Другой способ получения итогового ранга по группе - отдельный подсчет числа случаев, когда та или иная ценность занимает крайние позиции, то есть пять первых позиций при ранжировании и пять последних с четырнадцатого места по восемнадцатое. После получения этих двух значений (количество случаев, в которых ценность выходила на первые места и сколько раз была среди замыкающих список) вычитаем из первого последнее. В результате получается более резкая картина без учета средних значений и итоговый ранг ценности может принимать как положительное, так и отрицательное значение (в случае, когда ценность чаще ставится на последние позиции списка).
Рассматривая оба этих способа подсчета необходимо отметить, что в первом случае значимость определяется по убыванию значения - самое низкое значение отражает наибольшую значимость. Во втором же случае наибольшая положительная величина отражает максимальную значимость.
Таким образом, оценка может вестись по двум направлениям, каждое из которых отражает самостоятельный метод подсчета итоговых рангов. С целью более точного понимания динамики этих показателей мы рассчитали коэффициент корреляции между двумя наборами итоговых рангов, полученных первым и вторым способами, равный -0,99, что отражает практически полную согласованность изменений этих параметров. Из чего следует вывод, что возможно с одинаковой точностью и достоверностью использовать оба способа подведения результатов. Мы в своем исследовании применяли второй показатель как основной.
В результате обобщения по терминальным ценностям можно выделить пять, занимающих ведущие позиции при ранжировании в группе подростков с признаками одаренности:
1) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
2) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
3) наличие хороших и верных друзей;
4) здоровье (физическое и психическое);
5) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Первая пятерка отражает как сферу духовных переживаний, так социальные отношения и физиологическое самочувствие. Для подросткового возраста особо ценно взаимопонимание со сверстниками, ярко выражена потребность в поиске душевной привязанности и принятии своих чувств.
Потребность в сопереживании, самораскрытии, поддержке, общих интересах отражается также и в желании окружить себя верными друзьями. Позиции 1 и 3 данного списка схожи между собой: они показывают стремление личности к другим людям, поиску глубоких чувств и переживаний, самораскрытию.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--