Статья: Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка

Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [Личко А. Е., 1977].

А. Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств в подростковом возрасте (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.

Доминирующие черты характерологических особенностей индивида сопровождают на протяжении всей жизни, а именно:

• Взаимоотношение со сверстниками и взрослыми;

• Психосоматическое состояние;

• Развитие психических процессов;

• Уровень воспитанности, знание этических норм и правил;

• Уровень самооценки;

• Психоэмоциональные проявления.

Таким образом, акцентуация является основополагающим аспектом в становлении взрослеющей личности, обуславливает общественно значимое поведение и деятельность.

Важными проблемами современного изучения акцентуации характера являются:

• разработка приемов ранней клинической и психологической диагностики минимальных проявлений акцентуаций характера у подростков;

• совершенствование методов коррекционной работы с учетом типа акцентуаций;

• усиление взаимосвязи в работе психолога и педагогов;

• расширение аспекта изучения акцентуаций характера с точки зрения крайних вариантов нормы, при которых отдельные черты личности подростка усилены.

Актуальность поставленных проблем обуславливает выбор темы исследовательской работы - «Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка».

Предмет исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка.

Объект исследования: характерологические особенности подростков.

Цель работы: разработка и апробация психокоррекционной программы для коррекции влияния акцентуации характера на формирование личности подростков.

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

• Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.

• Подбор диагностического материала.

• Разработка критериев отбора в экспериментальную и контрольную группы.

• Проведение исследования.

• Разработка и реализация коррекционной программы.

• Анализ полученных результатов.

Гипотеза: при систематической коррекции акцентуированные черты личности можно сгладить.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 297
Бесплатно скачать Статья: Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка