Статья: Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка
Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [Личко А. Е., 1977].
А. Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств в подростковом возрасте (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, так и особенностям клинической картины.
Доминирующие черты характерологических особенностей индивида сопровождают на протяжении всей жизни, а именно:
• Взаимоотношение со сверстниками и взрослыми;
• Психосоматическое состояние;
• Развитие психических процессов;
• Уровень воспитанности, знание этических норм и правил;
• Уровень самооценки;
• Психоэмоциональные проявления.
Таким образом, акцентуация является основополагающим аспектом в становлении взрослеющей личности, обуславливает общественно значимое поведение и деятельность.
Важными проблемами современного изучения акцентуации характера являются:
• разработка приемов ранней клинической и психологической диагностики минимальных проявлений акцентуаций характера у подростков;
• совершенствование методов коррекционной работы с учетом типа акцентуаций;
• усиление взаимосвязи в работе психолога и педагогов;
• расширение аспекта изучения акцентуаций характера с точки зрения крайних вариантов нормы, при которых отдельные черты личности подростка усилены.
Актуальность поставленных проблем обуславливает выбор темы исследовательской работы - «Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка».
Предмет исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка.
Объект исследования: характерологические особенности подростков.
Цель работы: разработка и апробация психокоррекционной программы для коррекции влияния акцентуации характера на формирование личности подростков.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
• Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
• Подбор диагностического материала.
• Разработка критериев отбора в экспериментальную и контрольную группы.
• Проведение исследования.
• Разработка и реализация коррекционной программы.
• Анализ полученных результатов.
Гипотеза: при систематической коррекции акцентуированные черты личности можно сгладить.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--