Статья: Исторические параллели развития финансово–экономического обеспечения пенитенциарных учреждений Казахстана
Тема статьи: Исторические параллели развития финансово – экономического обеспечения пенитенциарных учреждений Казахстана
По мере формирования и реформирования уголовно – исправительной системы на разных исторических этапах развиваются и социально – экономические критерии соответствия условий содержания заключенных в тюремных учреждениях. Для достижения этих целей мировым сообществом формируются новые правила и стандарты, требующие оптимизации финансового обеспечения данного механизма. Исторические аспекты финансово-экономического становления тюремной системы свидетельствуют о том, что развитие государства, его социальных институтов запускает механизм разрастания тюремной системы. Анализ финансирования исправительных учреждений до 1917 года Российской Империи и Казахстана в ее составе, показывает, что расходы на финансово – экономическое обеспечение тюрем с каждым годом растут в два и более раза. Так, в 1880 году на содержание тюремного ведомства России выделены денежные средства в сумме около 9 млн. рублей1 . Расходы на содержание тюремной системы в 1906 году составили около 18 млн. рублей 6 . В 1912 году на содержание тюремного ведомства страны предусмотрено более 34 млн. рублей3 , а в тот же период на содержание Главного тюремного управления было выделено 152.450 рублей2 .
В России начала 20 века функционировало 712 мест заключения. В системе Главного тюремного управления Министерства юстиции функционировало 57 колоний и приютов, в которых содержалось 2570 несовершеннолетних воспитанников. Финансирование мест заключения увеличивалось из года в год. Ситуация с преступностью оставалась прежней.
Предложенные цифры и факты дают основание думать, что увеличение ВВП и других макроэкономических показателей, позволяет в большем объеме финансировать систему исправительных учреждений. Исторически зафиксировано в российских и зарубежных источниках, что в 1912 году уровень ВВП в Российской Империи увеличился вдвое. Аналогичная ситуация наблюдается в Казахстане, когда при значительном росте ВВП (от 4-до 6 % в год) и увеличении финансирования тюремных учреждений, граждане продолжают страдать от лиц нарушающих общественный порядок.
В 2003 году в РК в связи с необходимостью решения указанных выше проблем исправительной системы была утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1376 «Программа дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан на 2004 – 2006 годы», мероприятия которой направлены на улучшение условий содержания осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, качества исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
На реализацию данной программы в 2006 году было выделено 2,3 млрд. тенге. Анализ динамки финансирования из средств государственного бюджета предложено в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика показателей государственного бюджета, направленных на общественный порядок за 2003 – 2005 годы, в процентах к ВВП
Наименование |
2003 год отчет | 2004 год отчет | 2005 год оценка |
1 | 2 | 3 | 4 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 2,0 | 2,1 | 2,2 |
Расходы по функциональной группе «Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная и уголовно-исполнительная деятельность» предусматривали расходы предусматривать на уровне 2,0 % к ВВП в 2006 году, 2,2 % – в 2007 году и 2,1 % – в 2008 году.
Таблица 2 - Прогноз расходов государственного бюджета направленных на общественный порядок на 2006 –2008 годы
Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
в % к ВВП | доля, % | в % к ВВП | доля, % | в % к ВВП | доля, % | |
Расходы | 24,1 | 100,0 | 23,9 | 100,0 | 23,7 | 100,0 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 2,0 | 8,4 | 2,2 | 9,1 | 2,1 | 8,8 |
Все эти стало возможным благодаря реализации норм Конституции РК, гарантирующей права и свободы граждан общества. Благодаря этому, в стране произошли большие изменения в плане либерализации уголовного законодательства и гуманизации системы наказания. В ряд действующих законов были внесены изменения, направленные на снижение сроков наказания для лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, значительно сокращено количество составов преступлений, карающихся смертной казнью, заметно улучшены материально-техническое состояние мест лишения свободы и условия содержания заключенных.
Представители зарубежных общественных организаций, в частности "Международная тюремная реформа", отмечают несомненное лидерство в вопросах реформирования финансово – экономического обеспечения тюремных учреждений Республики Казахстан среди стран региона.
Таким образом, можно отметить, что многие зарубежные эксперты и представители общественных организаций констатируют свое сильное впечатление от происходящих в Казахстане позитивных процессов, связанных с реализацией новой государственной правовой политики и проведения в стране реформы правоохранительных органов, открытостью и либерализацией нашей тюремной системы. Важным шагом в реформах пенитенциарной систем является тот факт, что учреждения республики из ведомства МВД перешли в подчинение Министерства юстиции РК, как это сделано в отдельных странах ЕС.
Активное внимание к вопросам финансово – экономического обеспечения актуализируется в связи со стратегической задачей вхождения Казахстана в 50 конкурентоспособных стран мира. Базовые рейтинги республики в целом близки к достижению стратегической задачи вхождения в число 50-ти конкурентоспособных стран (совокупный рейтинг — 51), тем не менее такого показателя РК смогла достигнуть только из-за высокого макроэкономического рейтинга (10-е место), а рейтинг других показателей невысокий, к примеру, рейтинг государственно - правовой инфраструктуры находится на 75-м месте.
Что же повлияло на низкий показатель развития государственных и общественных институтов в стране (75-е место)? Рейтинг доверия населения и уровень реализуемой политики уголовно- исполнительных структур в РК находится на 75-м месте, а рейтинг борьбы с организованной преступностью находится на 76-м месте.
В этой связи стоит сделать вывод о том, что многие государства мира, проходя период активного роста экономики, (пример Российской империи в период 1912-1913 г.г., приведенный выше), сталкивались на проблемой несоответствия уровня развития экономики и уголовно-исполнительной, тюремной систем. Проблемы данного характера стоит решать при помощи тщательных исследований причин низкой эффективности денежных вложений в развитие тюремной системы. И, бросая взгляд на историческое прошлое, можно сделать вывод о том, что в 19-20 веках в Российской Империи, ученые также задавились этим вопросом. Н.М. Ядринцев, публицист и этнограф замечает, что в научных разработках ученых имеет место узкоориентированное направление разработки проблемы тюремной системы. Н.М. Ядринцев, в своих трудах предвидел последствия расширения тюрем на территории современного Казахстана. Среди последствий отрицательного влияния тюрем на уровень социально – экономического развития и сегодня, не смотря на значительные изменения в их финансово – экономическом обеспечении, можно обозначить следующие: высокий уровень заболеваемости, низкий уровень социальной защищенности граждан, освободившихся из мест лишения свободы, безработица, дискриминация со стороны социальных служб и работодателей.
Также, в рамках данной статьи можно отметить, что вопросы тюремного заключения оказывали существенное влияние на развитие социально-экономической обстановки в стране, примером тому является Казахстан, имеющий на своей территории множество УИК, как наследие имперской и тоталитарной политики.
Таким образом, историческое прошлое нашей страны в период ее нахождения в составе России и в составе СССР легло тяжелым бременем на современную пенитенциарную систему Казахстана.
Во – первых, это связано с тем, что одном из путей освоения сибирских регионов царское правительство видело сначала в ссылке осужденных в Сибирь и Казахстан, а затем и создание здесь целого ряда тюремных учреждений, которые составляли по численности большую часть российских тюрем XIX – начала веков.
Во – вторых, результатом развития системы тюрем на территории Казахстана и Сибири стало дальнейшее развитие системы учреждений для отбывания наказаний уже в период сталинских репрессий 30-50 годов 20 века. Проявлением социалистической системы уголовно – исполнительного производства стала система лагерей ОГПУ - НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. В 1931 г. создается Карагандинский лагерь (КарЛаг), где содержались репрессированные со всех регионов СССР, позднее был сформирован лагерь «АЛЖИР». На протяжении 30-40-х гг. в Казахстане возникает целый ряд подобных лагерей. Республика начинает превращаться в гигантское место ссылки.
В – третьих, огромное скопление системы тюремных учреждений на территории Казахстана, не могло не отразиться на здоровье и образе жизни современного местного населения и самих заключенных. Еще в конце 19 века Н.М. Ядринцевым в его книге «Русская колония» в тюрьме и ссылке отмечалось, что, так как система отбывания наказаний на поселениях близ населенных пунктов предполагала частый контакт местного населения с заключенными, страдающими различными хроническими заболеваниями, то, очевидно, что местное население страдало аналогичными заболеваниями. Среди них, по данным Н.М. Ядринцева имели место такие опаснейшие даже на сегодняшний день инфекции как туберкулез, известный в тот период как чахотка и другие.
В заключении данной статьи также стоит предположить, что одной из причин низкой эффективности вкладываемых средств в тюремные учреждения, наряду с коррупцией в органах УИС, устаревшими методами распределения средств, является отсутствие внимания среди ученых и практиков к вопросам управления тюремными системами. Создав нормально функционирующий аппарат работы тюрем, в купе с соответствующими финансовыми вложениями, наше государство может получить более эффективное и рентабельное расходование бюджетных денег и средств, получаемых от международных организаций.
Объединяя в одном месте людей разных по возрасту, криминальному опыту, тяжести содеянного мы получаем обратный вопреки ожидаемому эффект - растущее число потенциальных преступников. Поэтому, в рамках развития и оптимизации системы тюрем чаще должны подниматься вопросы более детальной классификации осужденных в зависимости от характера их преступлений, психотипа, уровня социальной культуры и пр.
Управлять тюрьмами с высоким уровнем дифференциации осужденных по указанным признакам позволит эффективнее расходовать денежные средства.
Другим фактором улучшения системы более эффективного расходования средств в УИС может быть названо создание многорежимных учреждений. В одном учреждении можно вводить несколько режимов, чтобы заключенные знали, что если они будут неукоснительно соблюдать правила, то можно находится и в более благоприятном режиме в этой же колонии.
Например, в Швеции осужденных вообще не привлекают к труду. У них трудовые колонии с производственными корпусами, помещениями просто отсутствуют. Есть, к примеру, небольшой столярный цех на территории самой тюрьмы. Такая же картина во многих других развитых странах мира. Условия содержания в развитых странах оставляют приятное впечатление. Богатый опыт борьбы с преступностью есть в США. В США мало делается для того, чтобы отбывший наказание человек встал на правильный путь. Там очень высокий процент рецидива, да и вообще уровень преступности самый высокий в мире. Четверть всех заключенных в мире приходится на США.
Таким образом, создание нормальных условия труда и быта осужденных, отход от тюрьмы образца царской России или советского лагеря станет новым шагом на пути к соответствию мировым стандартам отбывания наказания. Соответствие этим стандартам, станет одним из важных шагов признания Казахстана в ряде наиболее развитых стран мира и позволит увеличить эффективность вложений финансовых средств из различных источников финансирования.
Список использованных источников:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--