Статья: Юридические основания ограничения палов

Палы широко применяются в степных регионах для уничтожения на пастбищах прошлогодней сухой травы - ветоши и отчасти подстилки (степного войлока). Пал способен на некоторое время улучшить условия минерального питания растений (так как в почву возвращаются минеральные вещества, бывшие связанными в мертвой растительной массе) и их водный режим (так как почва лучше промачивается, не будучи защищена с поверхности слоем войлока и ветоши). И это, и само кратковременное действие огня стимулирует отрастание молодых побегов дерновинных злаков. В результате, скоту облегчается доступ к наиболее питательным молодым листьям. Кроме того, пал, устраняя ветошь и войлок, способствует возрастанию роли многих видов бобовых и разнотравья в степном травостое, что особенно заметно в первый год после пала. Он также стимулирует развитие и цветение растений многих видов, особенно эфемероидов, некоторые из которых могут вообще проявляться в травостое только после палов. В условиях недостаточного выпаса палы стабилизируют менее засушливые варианты степей, предохраняя их от зарастания кустарниками или даже деревьями (преимущественно в лесостепи).

Но в то же время, в результате палов нередко погибают заросли степных кустарников (особенно уязвимы стланиковые формы можжевельников), что, в свою очередь, может приводить к развитию эрозии на склонах и развеванию песков. В огне и от дыма нередко гибнет большое количество животных (в частности, насекомых и птиц). Палы приводят к уничтожению их гнездовых стаций и самих гнезд, нарушению мест обитания на некоторое время (которое, однако, часто приходится на критический весенний период). Особенно существенный вред животным наносится в случае распространения пала на большую площадь. Помимо этого, в условиях контакта степных пастбищ с лесной или займищной растительностью палы часто переходят в лесные и торфяные пожары, приводят к выгоранию тростниковых крепей на больших территориях, что оборачивается серьезным ущербом окружающей среде.

Вредные последствия палов можно было бы свести к минимуму, если бы они проводились организованно, с учетом интересов всех затрагиваемых сторон, на ограниченных площадях, и распространение огоня находилось бы под постоянным контролем.

Но в действительности даже целенаправленно пущенный пал почти всегда развивается стихийно. Огонь предоставляется самому себе, так что его распространение нередко создает угрозу не только природе, но и посевам, и даже населенным пунктам и жизням людей. А ведь часто степной пал оказывается вообще побочным следствием сжигания соломы в скирдах, откуда огонь перекидывается на стерню или соседние пастбищные угодья.

С точки зрения сохранения природы степей, нерегулируемые палы почти всегда можно рассматривать как скорее вредные, особенно весной и особенно в местах обитания редких и угрожаемых видов птиц, гнездящихся на земле или на низких кустарниках, а также в местах произрастания больших массивов можжевельника казацкого или сходных видов. Совершенно недопустимы бесконтрольные палы в пределах ООПТ.

Землепользователи безответственно относятся к палам на своей территории, либо не считая их чем-то предосудительным, либо воспринимая как неизбежное зло. А между тем, несмотря на широкое распространение, палы полностью запрещены или ограничены целым рядом нормативных правовых актов.

Правовые нормы, ограничивающие проведение палов

В первую очередь, это статья 28 Федерального закона "О животном мире", согласно которой "запрещается выжигание растительности, ... без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания".

Аналогичная норма содержится в Требованиях по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997.

В указанных актах предусмотрена обязательность принятия мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания. Однако, как говорилось выше, такие меры почти никогда не принимаются (а часто и не могут быть приняты), так что проведение палов прямо нарушает действующее законодательство.

Помимо этого, Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9.09.1993 № 886, установлено, что предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам "запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов) на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям" (пункт 6).

То есть вводится прямой запрет на проведение палов (без каких-либо исключений) на землях лесного фонда (в том числе нелесных землях - полянах, сенокосах, прогалинах) и, что более актуально для нас, на земельных участках, примыкающих к лесам, а также к защитным лесным насаждениям (например лесополосам).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 42 "Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения"), "при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды".

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 42) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, "обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов".

То есть в указанных статьях имеются прямые отсылки к требованиям в области охраны окружающей среды, куда относятся приведенные выше нормативные акты.

Особо строгие ограничения накладываются на природопользование в местах обитания видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 60) " ... Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания".

В соответствии с Федеральным законом о животном мире (ст. 24), "действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".

Особо стоит подчеркнуть слово могут, - это означает, что для применения указанного положения не обязательно доказывать, что предполагаемая деятельность фактически нанесет вред птицам, занесенным в Красные книги. Очевидно, что в местах обитания наземно гнездящихся птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов РФ, палы автоматически подпадают под действие приведенных норм.

Уже говорилось, что большинство хозяйствующих субъектов, которые прямо или косвенно виновны в проведении палов, даже не знает, что палы запрещены законом. В этой связи важно проинформировать их об этом до начала сезона палов. Это могут сделать как общественные организации, так и государственные природоохранные органы и органы местного самоуправления, в том числе в форме издания постановления или распоряжений по этому поводу (примерные тексты такого решения органа местного самоуправления и письма с предупреждением о недопустимости палов могут быть высланы редакцией СБ по запросу).

Ответственность, к которой могут быть привлечены виновные в проведении палов

Несмотря на имеющиеся запреты, законодательством прямо не предусмотрена какая-либо ответственность за проведение палов. Тем не менее, лица, совершившие (или допустившие) палы, могут быть привлечены к любой из предусмотренных законодательством видов ответственности (административной, уголовной и/или гражданско-правовой).

Административная ответственность в настоящее время устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) и соответствующими законами субъектов РФ (в них, в принципе, может быть установлена прямая ответственность за проведение палов, хотя такие прецеденты нам неизвестны).

К лицам, совершившим проведение палов, могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные несколькими статьями КоАП.

Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных: Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Статья может быть применена, если в результате проведения палов уничтожены указанные в ней объекты (в том числе гнезда птиц). Однако этот факт должен быть доказан.

Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах: Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. Статья может быть применена в случае нарушений правил пожарной безопасности в лесах (см. выше), то есть, когда пал проведен на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам или защитным лесным насаждениям. В то же время, следует особо отметить, что в данном случае к ответственности могут быть привлечены не только граждане, но и должностные лица и юридические лица, что особенно важно, поскольку часто палы проводятся по указанию руководителей сельхозпредприятий. Статья позволяет накладывать штрафы либо на них, как на должностных лиц, либо на сами предприятия (что обойдется им в десять раз дороже).

Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных: Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц- от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Данная статья может быть применена в случае нарушения правил охраны среды обитания животных. К сожалению, на федеральном уровне такие правила не разработаны, но могут быть утверждены органами власти субъектов Федерации.

Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений: Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений ... влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой. Данная статья может применяться в случае проведения палов в местах обитания редких видов. Под редкими в данной статье понимаются виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации (виды, включенные в Красные книги субъектов Федерации, не подпадают под действие этой статьи), а также виды, подпадающие под действие международных договоров, в которых участвует Российская Федерация. К таким договорам, например, относится Рамсарская конвенция (если палы проведены на территории, включенной в список водно-болотных угодий, имеющих международное значение), а также двусторонние соглашения об охране отдельных видов птиц. Особенно важно, что правонарушением, согласно этой статье, являются не только действия, но и бездействие, которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных. То есть, если на землях какого-либо сельхозпредприятия, обитают (гнездятся, кормятся, отдыхают) птицы, подпадающие под юрисдикцию указанной статьи, и на данных землях проведен пал, руководитель предприятия (или само предприятие) могут быть привлечены к ответственности не только за его проведение, но и за непринятие мер по его ликвидации.

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях: Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой. Данная статья может быть применена в случае проведения палов на особо охраняемых природных территориях.

Однако для применения административной ответственности нужно знать, какие органы могут возбуждать и рассматривать дела по указанным статьям КоАП. К сожалению, новый КоАП четко разграничивает полномочия различных органов по привлечению к административной ответственности. Так, рассматривать дела (и соответственно составлять протоколы, проводить производство и накладывать штрафы) об административной ответственности, предусмотренной статьями 8.29 и 8.32, могут органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда (в настоящее время существуют в составе Министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов), статьями 8.33 и 8.35 - органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (руководители территориальных органов Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза РФ и районные охотоведы), статьями 8.33, 8.35 и 8.39 - органы, осуществляющие государственный экологический контроль (они также входят в состав МПР России). Кроме того, дела о нарушениях статьи 8.39 могут рассматривать директора государственных природных заповедников и национальных парков.

Уголовная ответственность наступает в случае совершения преступлений - то есть противоправных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Уголовный кодекс также не содержит статей, предусматривающих прямую уголовную ответственность за проведение палов. Тем не менее, некоторые статьи Уголовного кодекса могут быть применены и в случае проведения палов, если они привели к тяжким последствиям для охраны окружающей среды.

Это, в первую очередь:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 144
Бесплатно скачать Статья: Юридические основания ограничения палов