Статья: Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция

У любого человека есть свое собственное, проверенное опытом представление только об очень маленьких фрагментах мира, а информацию о «дальней реальности» он получает в ходе социализации (в семье, в школе, на работе) и от социальных субъектов, которым доверяет («значимым другим»). Социальные схемы существенно облегчают принятие решения в незнакомых ситуациях. Знание эффектов и схем восприятия позволяет целенаправленно активизировать те или иные потребности или ценности адресата и влиять на его выбор поведенческих паттернов.

У любого человека есть свое собственное, проверенное опытом представление только об очень маленьких фрагментах мира, а информацию о «дальней реальности» он получает в ходе социализации (в семье, в школе, на работе) и от социальных субъектов, которым доверяет («значимым другим»). В ходе общения индивид воспринимает новые знания и мнения как правильные и в дальнейшем использует их уже в качестве схем восприятия. Социальные схемы существенно облегчают принятие решения в незнакомых ситуациях. Стереотип — это схематичный и устойчивый образ социального субъекта, который усваивается индивидом при общении с другими социальными субъектами.

Жизненный опыт в виде накопленных знаний, мнений, схем восприятия и категоризации, с одной стороны, сужает индивиду горизонт восприятия, а с другой стороны — предоставляет в его распоряжение ресурсы для продолжения сотрудничества со знакомыми социальными группами и для установления социального взаимодействия с новыми. Так наше прошлое связывается с нашим настоящим и будущим.

Знание эффектов и схем восприятия позволяет целенаправленно активизировать те или иные потребности или ценности адресата и влиять на его выбор поведенческих паттернов.

Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция

Избирательность восприятия во многом определяется как индивидуальной картиной мира, которая включает в себя накопленные индивидом ценности, мнения, аттитюды, знания, в том числе представления о самом себе («Я-концепцию»), так и его биологическими, социальными и духовными потребностями. Новые сведения легче замечаются и лучше запоминаются, если они либо полностью соответствуют, либо абсолютно противоречат картине мира или конкретным стереотипам (аттитюдам) индивида. Проще говоря, индивид вообще не обращает внимания на неприемлемые и/или неуместные сообщения. Согласно Никласу Луману, информация — это дополнительные сведения (подробности) об уже известном индивиду социальном субъекте или социальном явлении. То, что мы вообще не знаем, нас не интересует.

Человек одновременно и воспринимает, и порождает действительность, но делает это в определенных рамках. Любой участник ситуации имеет право и способен истолковать ее по-новому (изменить ее личностный смысл), но он не может без согласования с соучастниками изменить разделяемое (общее) социокультурное пространство, в котором и происходит это взаимодействие. Согласно теореме Уильяма Томаса, «если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».

Человек обычно стремится к тому, чтобы согласовать новые знания, высказываемые им самим мнения и совершаемые им поступки (это все обозначается термином « когниции») с собственной картиной мира. Когда это удается, он переживает положительные эмоции. В противном случае он испытывает дискомфорт, от которого стремится быстрее избавиться. Поведение человека в подобной ситуации объясняется теорией когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс — это состояние дискомфорта, которое испытывает человек после получения сообщения или совершения действия, противоречащих его знаниям, мнениям или «Я-концепции» (таб. 1).

Таблица 1. Когнитивный диссонанс

Дискомфорт
Новые когниции субъекта «Старые» когниции Действия субъекта Исход конфликта

Оценка субъектом своего поступка

Новые знания субъекта

Точка зрения субъекта

«Я-концепция» субъекта

Ценности субъекта

Знания субъекта

Аттитюды субъекта

Нормы «Мы-группы»

Знания «Мы-группы»

Мнение «Мы-группы»

Перцептивная защита

Девальвация нового знания

Коррекция картины мира

Изменение поведения

Выход из «Мы-группы»

Самоатрибуция

Подчинение «Мы-группы»

Поиск «правильных ответов» (коммуникативная активность)

Воздействие на «Мы-группу»

Избегание конфликта

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 163
Бесплатно скачать Статья: Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция