Статья: Концепция блоковой композиции в подготовке спортсменов высокого класса
В связи с подготовкой настоящей статьи могут быть упомянуты три различных обстоятельства, а именно:
современное состояние спорта высших достижений ; вероятно, оно существенно отличается от того, что было прежде. Радикально изменились экономические, социальные, организационные и профессиональные предпосылки; это не могло не отразиться на методике тренировки и ее реализации;
научно-прикладная деятельность в современных условиях побуждает к более инициативному поиску резервов; очевидна необходимость неформального сотрудничества тренеров с людьми науки; и тем и другим необходимы новые источники прикладных знаний;
дискуссия в печати, развернувшаяся в России [2, 5-8] и перекинувшаяся на страницы европейских изданий [12-15]; отправной позицией авторов при подготовке настоящей статьи cтало положение о том, что в теории периодизации спортивной тренировки [4] сформулированы методологические основы построения подготовки спортсменов, ее понятийный и терминологический аппараты; справедливо полагать, что этот подход является классическим и базисным. Наряду с этим очевидно, что положения, сформулированные около 40 лет назад, не могли не подвергнуться трансформации и новому осмыслению; появляющиеся при этом альтернативные концепции не отвергают классической теории, а дополняют ее.
Цель настоящей статьи - обобщение и критическое осмысление наиболее узловых аспектов построения современной подготовки спортсменов высокого класса, а именно:
1) суммарных объемов и пределов тренировочных нагрузок;
2) блоковой композиции как концепции современного планирования;
3) подведения к главным соревнованиям сезона.
При подготовке данной публикации были задействованы следующие источники информации: опыт подготовки ведущих советских спортсменов в период 1976-1991 гг. [3]; опыт подготовки сборных команд Израиля 1992-2001 гг. [11, 12]; материалы мировой научной печати и непосредственное общение со специалистами разных стран; собственный содержательный, статистический и логический анализы.
Суммарные объемы тренировочных нагрузок: тенденция и современное состояние.
В табл. 1 обобщены данные, полученные при опросе международных экспертов в различных видах спорта, отражающие динамику суммарных годовых тренировочных нагрузок. Общий итог анализа тенденций: в видах спорта на выносливость и, по-видимому, в большинстве игровых видов спорта суммарный годовой тренировочный объем существенно снизился. Сам по себе этот факт достаточно важен, тем более он требует правдоподобного объяснения. Представляется, что причин, обуславливающих этот факт, как минимум четыре:
- распад социалистической системы существенно изменил стратегию управления спортом высших достижений; команды постсоциалистических стран перешли от жесткой централизованной подготовки к более либеральным, а зачастую менее материально обеспеченным программам: очевидное следствие - меньше стало выполняться тренировочной работы;
- опыт ведущих тренеров и спортсменов Восточной Европы показывал, что в ряде случаев высокие суммарные объемы были чрезмерными, а контроль за их выполнением - неоправданно жестким и директивным; с начала 90-х многие из этих тренеров выехали на Запад, где их опыт и знания оказались востребованными;
- спортсмены постсоветского пространства, прежде выполнявшие наибольшие суммарные объемы, лишились традиционных баз зимней подготовки (Кавказ, Средняя Азия); это, а также резкие ограничения материальных ресурсов, несомненно, сказалось на суммарных объемах выполненной работы;
- существенным фактором переносимости больших тренировочных нагрузок было использование вспомогательных фармакологических программ, большинство из которых теперь нелегитимно; внесоревновательный допинговый контроль, инициированный МОК в середине 90-х, превратился в неотъемлемую часть спорта высших достижений.
Справедливо полагать, что современное состояние выполнения суммарных годовых объемов тренировочных нагрузок по количеству километров и затратам тренировочного времени стабильно, т.е. не подвергнется в обозримом будущем существенным изменениям.
Блоковая композиция как концепция современного планирования
Таблица 1. Суммарные годовые объемы тренировочных нагрузок спортсменов высокого класса по данным ведущих тренеров
Вид спорта | Временные затраты, ч | Общий объем, км | ||
1985-1990 | 1993-2001 | 1985-1990 | 1993-2001 | |
Плавание | 900-1250 | 900-1100 | 1400-3000 | 1250-2700 |
Бег, средние дистанции | 800-1200 | 800-1100 | 3300-5000 | 3000-4700 |
Гребля академическая | 900-1200 | 800-950 | 5500-6700 | 5000-6300 |
Гребля на байдарках | 900-1200 | 800-950 | 4500-6200 | 4000-5500 |
Синхронное плавание | 900-1200 | 800-1100 | ||
Гимнастика художественная | 1100-1400 | 1100-1250 | ||
Волейбол | 800-1300 | 800-1200 | ||
Фехтование | 800-1200 | 800-1100 | ||
Борьба греко-римская | 800-1200 | 800-1100 |
Уже в начале 80-х некоторые положения классической теории периодизации спортивной подготовки стали подвергаться критике и пересмотру. Разумеется, применительно к массовому и юношескому спорту ее положения остаются справедливыми. Однако развитие спорта высших достижений обострило целый ряд ранее малозаметных противоречий, а именно:
- количество и уровень соревнований ; теперь их стало значительно больше, традиционная схема не стала удовлетворять новым требованиям полисоревновательной подготовки;
- ограниченность комплексного развития многих качеств; конечно, традиционная схема предусматривала разумную смену объектов воздействия, однако все равно на каждом этапе их оставалось слишком много, чтобы организм смог переварить этот плохо усвояемый продукт: в подготовительном периоде, например, надо было развить аэробные базовые способности, максимальную мышечную силу, силовую выносливость в аэробной и анаэробной зонах, повысить базовые скоростно-силовые способности, увеличить запас базовых координационных элементов, исправить технические дефекты, пополнить тактический арсенал и вылечить застарелые болезни; большинство этих задач надо было решать параллельно, сталкивая малосовместимые (или вовсе несовместимые) физиологические процессы адаптации;
n несогласованность тренировочных эффектов в развитии разных качеств с позиции достижения оптимальной соревновательной готовности: например в подготовительном периоде надо выполнить большой объем аэробной и силовой работы, а уровень аэробной выносливости и максимальной силы все равно снизится за время соревновательного периода, когда эти качества не будут получать достаточного подкрепления.
Последнее положение требует введения в обиход малопопулярного понятия "остаточный тренировочный эффект" (в оригинале: residual training effect [9, 16]. Сущность явления состоит в том, что при прекращении концентрированного тренировочного воздействия его эффект сохраняется некоторое время, а потом снижается, и уровень развиваемого качества постепенно возвращается к прежнему. Этот "хвост" повышенной работоспособности различен для разных качеств, что отражает специфику их природы (рис. 1).
Рис. 1. Остаточные тренировочные эффекты различных качеств после специализированного концентрированного воздействия
Рис. 2. Формирование этапа подготовки из трех блоков-мезоциклов с учетом возможного совпадения различных по длительности отставленных эффектов
В свете вышеизложенного нетрудно сформулировать основные положения альтернативной концепции построения тренировки, позволяющей преодолеть или устранить противоречия классической модели. Эта нетрадиционная модель получила название блочного построения, или блоковой композиции тренировки. Нетрадиционная модель, как и всякое относительно новое явление, понимается и трактуется по-разному и в сущности в литературе описана крайне мало. Настоящим предлагается следующее ее толкование:
1) важнейшим смысловым компонентом концепции является тренировочный блок-мезоцикл концентрированного тренировочного воздействия, в котором количество качеств-мишеней сведено к минимуму; для удобства планирования и анализа предлагается различать три типа блоков-мезоциклов:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--