Статья: Конус, площадь его поверхности и объем
“Проблемы нам создают не те вещи,которые мы не знаем, а те, о которыхмы ошибочно полагаем, что знаем”
В. Роджерс
ЦЕЛЬ УРОКА: Систематизация и углубление знаний по теме “Конус”. Повысить интерес к геометрии, решая нестандартные задачи и отвечая на занимательные вопросы. Создание положительной внутренней мотивации обучения учащихся.
Ход урока.
I. Вопросы к классу с комментариями учителя:
Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем свои знания по теме “Конус”, повторим основные формулы и применим их при решении практических задач.
Вы должны были повторить основные понятия по теме и установить связь между картиной Шишкина “Корабельная роща” и геометрическим телом, которое называется “конус”. Кто из Вас нашел эту “связь”? (Учитель демонстрирует репродукцию картины).
Ответ: Конус в переводе с греческого языка означает “сосновая шишка”, а на картине изображен сосновый лес.
Фронтальная работа с классом по основным понятиям темы. Два ученика решают задачи на доске по карточкам.
Вопросы к классу:
Дайте определение конуса;
Какая поверхность называется конической;
Назовите элементы конуса и покажите их на чертеже;
Какой конус называется прямым?
Запишите формулы объема конуса, площади боковой и полной поверхности конуса.
Проверка задач, решенных учениками на доске:
Задача 1. Радиус основания конуса R. Осевым сечением является прямоугольный треугольник. Найти его площадь.
Задача 2. Осевым сечением конуса является равнобедренный прямоугольный треугольник, площадь которого 9 м2. Найти объем конуса.
Самостоятельная работа на 2 варианта с последующей проверкой (два ученика решают на закрытых досках).
Вариант I. Найдите высоту конуса, если его объем равен 48p см3, а радиус основания 4 см.
Вариант II. Найдите радиус основания конуса, если его объем равен 2,25p см3, а высота 3 см.
Решить задачу: Образующая конуса равна 18 см и наклонена к плоскости основания под углом 60° . Найдите площадь осевого сечения, площадь полной поверхности конуса и его объем.
II. Примените полученные знания на практике.
Комментарии учителя: Итак, Вы уже знаете как найти элементы конуса, его поверхность и объем, но сможете ли Вы применить их выходя на “вольный воздух”. Ведь куча щебня по краям шоссейной дороги также представляет предмет заслуживающий внимания. Посмотрев на рисунок 1, мы можем задать себе вопросы:
Какую площадь занимает щебень?
Какова поверхность этой кучи щебня?
Каков её объем?
Задачи довольно сложные для человека, привыкшего преодолевать математические трудности только на бумаге или на классной доске. Ведь необходимо вычислить объем и поверхность конуса, высота и радиус которого не доступны для непосредственного измерения. Вопросы к классу:
Как найти радиус?
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--