Статья: Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и овершенствования в них
Выдвижение И.П. Ратовым [7, 8] теоретических положений о возможностях коренного преобразования всей практики обучения движениям на основе усиления влияния специально создаваемых внешних условий для осуществления искусственных движений заставило задуматься над дальнейшими перспективами применения нетрадици онных методических подходов. Экспериментальное подтверждение гипотез, вытекающих из высказанных им положений, вовсе не означало автоматического признания теоретиками и практиками спорта постепенно детализируемой концепции "искусственная управляющая среда" (ИУС) и их методических перспектив, которые раскрываются в процессе практического внедрения.
Трудности признания теоретических основ данной концепции определяются прежде всего тем, что длительная "отшлифовка" традиционных объяснений теории обучения и совершенствования движений позволяет достаточно логично снимать возможные вопросы по применяемым повсеместно и, казалось бы, полностью оправдыва ющим себя методикам. Вследствие этой утвердившейся обоснованности даже самым нетрадиционно мыслящим представителям спортивной науки трудно прийти к заключению о том, что для того, чтобы добиться рекордных результатов, следует обосновывать и учитывать различные воздействия на спортсмена факторов среды, и прежде всего гравитационного поля.
Но в то же время, даже при осознании этого главного положения выдвинутой И.П. Ратовым концепции, пониманию путей ее практической реализации препятствует необходимость расчета изменений в составе компонентов внешнего искусственного окружения, которые должны быть применены при обучении и тренировке в различных видах физических упражнений.
Если основные методологические положения концепции уже прошли экспериментальную апробацию, то ее методический аппарат находится в стадии уточнения и детализации, особенно в связи с тем, что ощущается острейшая необходимость учета специфических особенностей различных видов деятельности. В практике освоения рекордных результатов в таких существенно отличающихся друг от друга видах физических упражнений, как снарядная гимнастика [4, 11], прыжковая акробатика [5], в тяжелоатлетических упражнениях [13], каждый из объектов приложения упомянутой концепции потребовал выработки своих специфических методических позиций и, естественно, достаточно отличающихся друг от друга средств.
Оценивая получаемые в различных научных коллективах данные экспериментальных работ, мы, с одной стороны, утверждались в правильности главных концептуальных положений ИУС, а с другой стороны, имели возможность увидеть особенности интенсифицированной циклической двигательной деятельности, избранной нами в качестве объекта исследования.
Закономерности скоростных беговых движений переносимы и на бег несколько меньшей интенсивности (и на другие виды спорта скоростно-силового характера), так как существует потенциальная вероятность использования каких-то комплексов "искусственного управляющего окружения" для того, чтобы на дистанциях, например протяженнос тью 800 и 1500 м, сохранить максимально возможную скорость и показать в подобных условиях соответствующие этой скорости результаты.
Важным обстоятельством следует признать относительную простоту подкрепления естественных беговых действий специально сконструированными воздействиями со стороны средств ИУС, дополняющими саму конструкцию созданного нами тренажерного стенда на базе "инерционной дорожки" [2, 12].
Использование данного стационарного стенда, который легко оснащается средствами обратной связи, действующими в реальном масштабе времени, открывает перспективы использования "психобиомеханического подхода", позволяющего проводить приемы экспресс-коррекции характеристик спортивной техники непосредственно во время выполнения кратковременных попыток.
Получение данных сопоставительного экспресс-анализа различных характеристик двигательной деятельности уже в процессе попытки и обязательно сразу по ее окончании позволяет выявлять причинные связи между контролируемыми показателями, причем с использованием еще не потерянных ощущений от только что выполненного двигательного задания.
Для теоретиков спортивной тренировки и физиологов упражнений могут показаться спорными положения о естественности воспроизведения максимально интенсивных двигательных беговых циклов, выполняемых не только в условиях искусствен но ограниченного влияния гравитации, но и при условии дополнительной искусственной интенсификации движений. Здесь могут применяться не только обоснованные И.П. Ратовым [7] приемы искусственной активизации мышц, но и методы "дополнительной нергетической подпитки" в форме предложенного нами "искусственного тонуса" [3] или средств взаимного сопряжения движений [12].
В этой связи считаем необходимым подчеркнуть, что изучать движения, по нашему мнению, следует не с уровня двигательных проявлений, начинающегося с постепенным их усложнением по мере роста квалификации, а с уровня его потенциальных возможностей, которые могут быть достигнуты в условиях тех или иных средств ИУС. Методологически и экспериментально обосновано положение о том, что на "двигательное настоящее" данного испытуемого следует смотреть из искусственно созданного состояния его "двигательного будущего", поскольку при этом достаточно четко видны и осознаваемы причины, мешающие реализации потенциальных возможностей [5]. При этом определение лимитирующих причин и условий должно происходить с позиций рекордного результата, т.е. при "взгляде сверху", что является основным положением при синтезе методических алгоритмов, характерных для новой педагогики, соответствующей этапу развития научно-технического прогресса.
Обучение в условиях применения методичес ких средств ИУС должно основываться на уровне технологии с учетом особенностей протекания механических, биологических и психических процессов, что трансформировано в технологических требованиях, сформированных (в идеале) с позиций алгоритмов новой научной дисциплины - "биомехатрони ки".
Предмет биомехатроники (согласно мнению предлагающих ее авторов - И.П. Ратова, В.К. Бальсевича, В.Д. Чепика, П.Р. Парушева, [9]) можно определить "...как обоснование, расчет и реализация технологий формирования и осуществления двигательных действий, обеспечивающих достижение запланированных результатов".
Наиболее важной особенностью использования научных знаний при построении упомянутых технологий мы считаем наличие "биомеханическо го подхода", предполагающего построение цепей причинно-следственных зависимостей на основе взаимовлияния феноменов, рассчитываемых в настоящее время в рамках научных дисциплин. Если в качестве точки отсчета взять планируемый спортивный результат, то новые технологии нужно строить исходя из расчетных или экспериментальных величин скоростей, ускорений и усилий, из подсчета данных об особенностях мышечной координации.
Такой подход ставит на первое место достижение требуемых совокупностей биомеханических характеристик, а на второе - нахождение и использование психобиомеханических приемов становления всей системы двигательных действий с ориентацией на индивидуальную рекордную результатив ность.
В связи со сказанным хотим обратить внимание на впервые отмеченные И.П. Ратовым [6] феномены "двигательной избыточности", проявляющиеся в форме излишних мышечных напряжений и в виде "перепроизводства усилий" на всех этапах совершенствования движений. Поскольку формы проявления этих феноменов весьма специфичны, а масштабы их возрастания изменяются в связи с очень большим числом факторов, перед каждым занятием необходим подбор совершенно определенных инструмен тальных приемов "настройки" на предполагаемый режим деятельности. Функциональная роль этой "настройки" и ограничение "двигательного шума" обеспечивают приведение двигательного аппарата в режим его оптимальной деятельности, прежде всего через устранение всего того, что ограничивает эту деятельность.
А сам факт проведения в каждом занятии процедур упорядочения деятельности механизмов системно-структурной организации движений дает нам право на выдвижение новой формулировки положения о целесообразности и обязательности непрерывного обучения движениям. Наш экспериментальный опыт [1-3, 12] и опыт реализации технологий выведения спортсменов на рекордные результаты, накопленный в лаборатории биомеханики ВНИИФКа [6-10], подчеркивает значимость положения о непрерывном обучении как условия эффективного применения новых, нетрадиционных технологий достижения запланированных результатов. А из этого, в свою очередь, вытекает положение о необходимости использования своеобразных дидактических ориентиров в процессе формирования заданных свойств движений, отражая их значения по информационным каналам обратной связи [3].
Анализ результатов экспериментальных исследований, выполненных на основе методологии и методических средств, построенных на концепции ИУС, позволил определить и основные специфические принципы построения и проектирования интенсифицированных технологий обучения.
Подтверждая практическую незыблемость и применимость дидактических принципов и в новых условиях научно-технического прогресса, мы, тем не менее, подчеркиваем наличие специфических принципов ("повышенной эффективности искусственных движений", "избирательной экономичности", "перспективной индивидуальной реализации", "опережающего совершенствования", "сопряженности", "текущих управляющих коррекций") [2], которые не входят в основу процесса обучения, осуществляемого по традиционной схеме.
Все специфические принципы, выделенные нами, взаимосвязаны и находят отражение в общих дидактических принципах, поэтому основное отличие традиционного и нетрадиционного (интенсивно го) обучения заключается не столько в том, какие принципы лежат в их основе, а в том, как эти принципы реализуются в новой технологии обучения и совершенствования движений в условиях тренажеров, образующих автоматизированные обучающие системы.
Теоретические проблемы обучения в ИУС, организованной автоматизированными системами обучения, выступают как методология технологии обучения, а та, в свою очередь, служит методологи ческим обоснованием проектирования обучающих систем. Технология обучения - это не только "испытательный полигон" теории, она сама ставит перед теорией ряд проблем и задает уровень их решения. То же можно сказать и о проектировании обучения: в нем не только апробируются решения теоретических проблем и пути их технологизации, но и формируются определенные требования к теории и технологии обучения.
Список литературы
1. Добровольский С.С. Методика использования технических средств и тренажеров для раскрытия и совершенствования двигательных возможностей спортсменов в спринтерском беге: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 1980. - 209 с.
2. Добровольский С.С. Оптимизация интенсивной технологии совершенствования двигательных действий бегунов-спринтеров с использованием технических средств //Теория и практика физической культуры, 1993, № 3, с. 23-28.
3. Добровольский С.С. Теория и методические перспективы программирования технологий интенсифицированного формирования эффективных двигательных действий спринтерского бега в управляемых искусственных условиях: Дис. ...докт. пед. наук. - М., 1996. - 350 с.
4. Евсеев С.П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом: Дис. ...докт. пед. наук (в виде научн. докл.). - М., 1995. - 79 с.
5. Курысь В.Н. Разработка системы технической подготовки спортсменов к рекордным достижениям на основе биомеханики спортивных движений (на примере акробатических упражнений): Дис. ...докт. биол. наук (в форме научн. докл.). - Рига, 1991. - 118 с.
6. Ратов И.П. Биомеханические черты спортивного мастерства //Научно-методическое пособие. - М.: ВНИИФК, 1971. - 80 с.
7. Ратов И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: Автореф. дис. .. докт. пед. наук. - М., 1972.
8. Ратов И.П. Концепция "Искусственная управляемая среда" и перспективы рационализации системы спортивной тренировки //Проблемы теории спорта: Тез. Всесоюзн. научн. конф. Хабаровск, 26-28 мая 1982. - Хабаровск, 1982, с. 75.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--