Статья: Методика блочного обучения как условие формирования орфографической грамотности учащихся

В условиях модернизации образования (обновление содержания и методики) особое место отводится предпрофильному обучению, в связи с тем, что в старших классах (10-11) общеобразовательной школы будет отрабатываться система профильного обучения, ориентированная на индивидуализацию и социализацию обучающихся.

Важную часть в данном содержании составляет лингвистическое образование, так как язык является основным средством общения, средством социализации личности. В новой образовательной концепции изучение русского (родного) языка в 10-11 классах рассматривается как обязательное, а это означает, что выпускников ожидает ЕГЭ по русскому языку.

В научной литературе имеется немалое количество работ, посвященных теме формирования орфографической грамотности.

Отечественная психология и педагогика накопили значительный опыт исследований по усвоению русского языка (орфографии). Мы опирались на отдельные теоретические положения психологических исследований в области русского языка, представленные в трудах Е.Н. Кабановой-Меллер, К.А. Славской, С.А.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. и, в частности, орфографии Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской, С.Ф. Жуйкова, Л.И. Айдаровой, П.С. Жедек, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Репкина.

Особенно важными являются работы, раскрывающие теоретические аспекты проблемы орфографической грамотности (Л.В. Щербы, А.Б. Шапиро, А.И. Гвоздева, Д.П. Ушакова, Р.И. Аванесова, И.С. Ильинской, М.В. Панова, В.Ф. Ивановой и др.).

Основополагающими также являются работы известных методистов и авторов учебников по обучению орфографии: Н.Н. Алгазиной, М.М. Разумовской, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой, А.И. Власенкова, М.Т. Баранова и др.

В современных условиях обучения огромное место отводится гуманитарным наукам. В документе РФ "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" одним из основных моментов является углубление школьного образования за счет явно выраженной тенденции гуманитаризации его содержания.

Изменения, которые сегодня происходят в обществе, требуют соответствующего отражения в содержании образования. Исходя из этого, в концепции усилена филологическая подготовка школьников. В первую очередь это относится к освоению русского языка - и как родного, и как языка межнационального общения народов России - за счет изучения его на всех ступенях общего образования.

Таким образом, занятия по русскому языку, как в профильных, так и в предпрофильных классах становятся важной частью учебного процесса в современной школе. Функциональная роль русского языка требует особых подходов, в соответствии с этим разрабатывается методика обучения русскому языку как государственному, как языку межнационального общения. В каждом из этих направлений обязательным условием является элементарная орфографическая грамотность.

Орфографическая грамотность - одна из составных частей общей языковой культуры. Формирование грамотной письменной речи является одной из главных и нерешенных проблем методики обучения русскому языку. Грамотное письмо предполагает усвоение орфографии.

Ведущую тенденцию в методике русской орфографии составляет теоретическое направление, разрабатывающее идею обучения правописанию сознательным путем: на основе знаний с помощью правил. Именно в русле этого направления складывается школьный курс орфографии, его современный вариант.

Новый фонематический этап теории правописания связан с развитием лингвистики, а именно с появлением раздела фонетики - фонологии, единицей которой выступает фонема, а не звук, как в фонетике (М.В. Панов, Л.Н. Булатова, П.С. Жедек, С.М. Кузьмина, В.В. Давыдов и др.).

Психологические исследования показали, что наиболее благоприятные условия для построения учебных программ складываются при такой организации обучения, когда уже на начальном этапе в учебном материале выделяются фундаментальные понятия, вокруг которых концентрируется весь теоретический материал и которые лежат в основе формирования практических навыков (В.В. Давыдов). Применительно к орфографии это возможно при фонематической трактовке ведущей закономерности русского правописания.

В отличие от морфологического принципа ознакомление с фонематическим принципом орфографии можно связать с самым началом обучения правописанию. Кроме того, при фонематическом подходе устраняется большая часть недостатков традиционного обучения орфографии: орфографическая слепота подавляющего числа учащихся, непонимание связей между отдельными правилами, их обобщенное представление.

В последние годы появились инновационные решения по повышению эффективности обучения, например: формирование орфографического навыка на фонематической основе в рамках деятельностно-развивающего обучения (П.С. Жедек, В.В. Репкин), обучение орфографии на основе орфографического проговаривания (П.С. Тоцкий), алгоритмизация обучения орфографии (А.Б. Селезнева), ускоренное овладение навыками письма (Н.Ю. Русова), обучение орфографии на основе типичных ошибок старшеклассников (Г.М. Семенова), изучение теоретических основ орфографии с использованием занимательных форм (Г.Г. Граник), обучение орфографии методом ассоциативных полей (Л.Г. Саяхова), обучение русскому языку на основе логико-структурных схем (Ю.А. Поташкина) и др.

Уровень грамотности становится индикатором не только общей подготовки по родному языку, но и приобщение к общечеловеческим ценностям, культуре.

Анализ научно-педагогической литературы и состояния дел в области орфографической грамотности выявили следующие противоречия:

Между теоретическими наработками и практической реализацией.

Между неудовлетворительным состоянием орфографической грамотности выпускника и современными потребностями школы и общества.

Необходимость анализа имеющегося опыта обучения орфографии и совершенствование на этой основе процесса обучения позволили нам сформулировать проблему.

Проблема необходимости совершенствования орфографической грамотности в общеобразовательной школе, поиск новых путей усвоения орфографии.

Нами сформулирована цель: теоретически обосновать, а затем практически апробировать обучение орфографии блочным методом; разработать обучающую программу по формированию орфографической грамотности у учащихся; проверить на практике эффективность предлагаемой методики обучения.

Для достижения цели мы решаем следующие задачи:

Разработать критерии и способы оценки орфографической грамотности учащихся.

Предложить принципы конструирования содержания в блоки.

Разработать методическую систему по улучшению усвоения орфографического материала с целью повышения орфографической грамотности, в основу которой положить блочный метод обучения орфографии.

В работе мы опираемся на исследования:

психологов: Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, П.С. Жедек, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, Л.И. Айдаровой, П.Я. Гальперина и др.;

ученых-лингвистов: И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкого, Я.К. Грота, С.П. Обнорского, Д.И. Ушакова, А.Б. Шапиро, А.И. Гвоздева, Л.В. Щербы, И.С. Ильинской, М.В. Панова и др.;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 132
Бесплатно скачать Статья: Методика блочного обучения как условие формирования орфографической грамотности учащихся