Статья: Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся
Введение компететнтностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Это поможет ему затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.
Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен сам уметь общаться, ставить цели и мотивировать учащихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение. А так как компетентность подразумевает деятельность, то педагог сам должен уметь эту деятельность организовывать.
Вместе с тем сегодня стало ясно, что ключевые компетенции представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики, оценка которых не может быть в полной мере стандартизирована. Они тяжело поддаются измерениям. Тем важнее сегодня разработка новых подходов к развитию ключевых компетентностей и оценки их сформированности у учащихся.
Один из таких подходов - модульный - был реализован в проекте "Ключевые компетенции в подготовке кадров". К перечню ключевых компетенций, определенных в ходе проекта, были отнесены:
Общение - коммуникативные навыки и способности;
Умение решать проблемы - умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;
Сотрудничество - умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде,
Самоуправление - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,
Владение информационными технологиями - умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.
По пяти ключевым компетенциям созданы модули и обучающие материалы к ним.
Модульные материалы, созданные в ходе реализации проектов, имеют следующие особенности:
В структуре модуля цели обучения по каждой компетенции сформулированы в виде результатов. Результат определяет, что именно учащийся должен уметь ДЕЛАТЬ по окончанию модуля: демонстрировать понимание, определять, составлять, охарактеризовывать: Как видно, для описания результата используются только активные глаголы, действие которых можно проверить и оценить. Описанные таким образом результаты значимы, достижимы, четко и ясно изложены, понятны, имеют практическую направленность.
Каждый результат характеризуется рядом признаков. Они называются "критерии оценки деятельности" и объясняют, как учащийся поэтапно будет продвигаться к достижению результата, каковы условия выполнения действий и с каким качеством их нужно выполнять. Хорошо написанный критерий оценки деятельности ориентирован на выполнение конкретной деятельности, поэтому он поддается оцениванию и задает уровень качества.
Заключительным этапом освоения одного или нескольких результатов является демонстрация учащимся доказательства своей компетентности. Требование по предоставлению таких доказательств (типы доказательств, их количество) и сами оценочные материалы также содержатся в модуле. Оценочные материалы отражают деятельность, описанную в результате. Это позволяет обеспечить единые требования, предъявляемые к учащемуся, вне зависимости от того, кто, когда и где его оценивает. Такая оценка критериально обоснована, она становится процессом сбора учащимся доказательств своей компетентности, что позволяет избавиться от субъективизма при оценивании их достижений. В результате учащийся получает одно из трех заключений:
компетентен - (когда выполнены все требования к доказательствам),
доказательств не достаточно для подтверждения компетентности - (когда результат полностью не достигнут),
пока еще не компетентен - (когда учащемуся дается еще одна попытка для предоставления доказательств своей компетентности после дополнительной работы над материалом модуля).
Учебные материалы разрабатываются на основе модуля. Они содержат необходимый материал, обеспечивающий обучающемуся возможность самостоятельно работать с этим модулем, используя его полностью или выбирая из него фрагменты в соответствии со своими образовательными потребностями.
Ниже приводится пример одного результата, взятый из модуля "Общение", с оценочными материалами.
Цель обучения по модулю формулируется следующим образом:
Умение общаться - это одно из ключевых умений, развивая которое учащийся научится выражать свои мысли в письменной и устной форме, общаться в деловой и неформальной обстановке; понимать и анализировать письменную и устную информацию.
Результат 1
Понимать простую, но подробную информацию, представленную в письменной форме.
Критерии оценки деятельности:
a) Определять главную мысль, заложенную в тексте;
b) Перечислять основные положения информации, заложенной в тексте;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--