Статья: Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация

Отличительными чертами современной жизни являются не только наличие насыщенного информационного пространства, к которому имеет доступ человек, но и необходимость владения специальными средствами, которые помогут ему там ориентироваться.

Этими средствами являются средства мультимедиа коммуникаций, или просто мультимедийные средства (ММС). Начиная с 60-х годов XX века ЮНЕСКО активно поддерживает медиаобразовательное движение во всем мире.

«Медиаобразование (media education), - отмечается в документах ЮНЕСКО, - связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3)интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получать возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

ММС определяют наши будни, но как точнее определить это понятие и как систематизировать разнообразные формы этого явления? Для обычного учителя эта терминология чаще похожа на непреодолимый хаос. Попытаемся в статье разобраться в этих медиаджунглях.

Во-первых, обыденное сознание обычно связывает термин «мультимедиа средства» с техникой и ее дальнейшим развитием. Именно этот компонент учебных коммуникаций мы обозначим как технический аспект ММС.

Во-вторых, ММС значительно интенсивнее, чем традиционные средства коммуникаций, передают информацию на большую аудиторию. При этом, у источника информации, всегда имеется некоторое содержание, которое требует специального грамматического оформления. Обозначим этот компонент мультимедиа как семантический аспект (в толковом словаре Ушакова семантика раскрывается как значение [слова, оборота речи и т. п.]).

В третьих, ММС включают в себя не только содержание, но и целевые установки производителя, которые в идеале должны произвести на пользователя некоторое воздействия. В таком взаимодействии производители и потребители ММС образуют особую социальную среду. В ней пользователь всегда имеет свои интересы и потребности. С этой точки зрения мультимедиа средства обслуживают каналы взаимодействия. И эту функцию обозначим как прагматический аспект, направленный на действие и применение.

Для пользователя это означает: он должен уметь обслуживать технику, понимать содержание и использование ММС при организации собственной деятельности и применять медиа для достижения поставленных целей. В таблице 1 описан этот подход в совокупности.

Таблица1. Особенности термина «мультимедиа средство (ММС)»

Аспекты ММС Области применения Деятельность пользователя
Технический Техника : конкретное устройство обслуживание
Семантический Информация : содержание, дизайн, интерфейс учебного мультимедиа средства (ЦОР, ЭОР, ППС, ПСОН) понимание
Прагматический Коммуникации : способ применения в учебном процессе (загрузка, передача файлов, поиск, обмен данными учитель-ученик) применение

Технический аспект разделим на две группы, в зависимости от основания. Первая классификация традиционно описываются как структура ММС и представляет из себя совокупность аппаратного и программного обеспечения. Аппаратная часть содержит оборудование, а программное обеспечение обеспечивает выполнение учебных задач через аппаратуру. Например, проектор относится к аппаратному обеспечению, а видеоурок - к программному.

Если в основание деления положить техническое использованию на уроке, то ММС дел и мы по двухступенчатой схеме. На первой ступени мультимедиа средства технически используются только для производства учебного продукта. Например, в проектной деятельности ученики делают фотографии, готовят открытки и т.д. с использованием специального программного обеспечения компьютера. А дальнейшее использование не требует компьютера. На второй ступени как производство, так и использование произведенной информации требует технической опоры. Например, телекоммуникационный проект предполагает, что деятельность ученика невозможна без наличия компьютеров на всех этапах проекта.

Но ведь для пользователя это означает, что у него не только должны быть эти мультимедиа средства, но он должен уметь их обслуживать, а это уже значительно ограничивает возможность их свободного применения на обычном уроке.

Семантический аспект предполагает, что информация, в зависимости от формы ее представления, перед использованием должна преобразовываться. Следовательно, после обращения к памяти ЭВМ, происходит декодирование ее специальными программами- кодеками, что обеспечивает возможности ее представлению пользователю. В этой группе разделим ММС на статичные, динамичные и интерактивные (таблица 2).

Таблица 2. Мультимедиа средства и способы их восприятия
ММС, применяемые в обучении Формы представления Способы восприятия

Статичные

фотография, распечатки

Текст, картинка, графика

Визуальные.

Пользователь сам определяет длительность восприятия

Динамичные

телевидение, кассеты, видео, кино СD, DVD.

Кино, видео, звукозапись

Визуальные, звуковые.

Длительность восприятия определяет производитель (автор)

Интерактивные

интерактивное ТВ, компьютер, интернет

Кино, видео, звук, текст, графика, анимация, моделирование

Визуальные, звуковые.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 108
Бесплатно скачать Статья: Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация