Статья: О судьбах образования
Любознательному читателю, я полагаю, полезно знать о Всемирном Русской Народном Соборе, когда и зачем он создавался… Мы помним начало 90-х прошлого века, мы помним наше состояние сплошных сомнений, помним поиски ответов на множество вопросов. В это время (в 1993 году) был создан Всемирный Русский Собор (ВРС, затем ВРНС) с участием различных общественных организаций. Собор был призван стать местом встречи людей самых разных политических убеждений, объединенных заботой о будущем русского народа и желанием послужить ему, возвысившись над политическими расхождениями. Собор открыт для всех, кому дороги Россия и наш народ.
Всемирный Русский Собор является общностью русских людей, действующих по благословению и под духовным руководством Русской Православной Церкви. Собор проводится один раз в год по самым важным животрепещущим вопросам России и русского народа. В перерывах между Соборами проводятся Соборные встречи, слушания, конференции, на которых обсуждаются актуальные проблемы, стоящие перед Россией.
Глава Собора — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его заместители возглавляют организации учредителей и постоянных участников Собора: от Русской Православной Церкви — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, от Союза писателей России — председатель Правления В.Н. Ганичев, доктор исторических наук, профессор МГУ. В Президиум и Совет Собора входят известные российские общественные деятели, писатели, политики, деятели культуры, представители Русского Зарубежья. Отделения Собора созданы во многих областях и республиках России (Волгоград, Калининград, Смоленск, Республика Коми, Саров-Дивеево, Арзамас, Архангельск, Рязань и т.д.).
Волею судеб автор записок участвует в работе Собора, начиная с его первого заседания, проходившего 26–28 мая 1993 года.
В декабре того же года проходила Соборная встреча "Русская школа". В Соборной встрече, которую приветствовал Святейший Патриарх Алексий II, приняли участие многие ученые, писатели, педагоги, богословы и священнослужители: профессор В.Н. Ганичев, доктор педагогических наук, профессор Е.П. Белозерцев, писатель В.Г. Распутин, актер К.С. Столяров и др.; учителя и преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Ельца, Рязани, Владимира, других городов и областей России.
По прошествии более десяти лет можно заметить, что проблема образования всегда находилась в центре внимания Собора. Так, в мае 1994 года проходила Соборная встреча "Защита русского языка". Второй ВРС "Через духовное обновление к национальному возрождению" (1–3 февраля 1995 года) обсуждал актуальные проблемы в пяти тематических секциях, одна из которых называлась "Национальное образование и воспитание". На третьем Соборе "Россия и русские на пороге ХХI века" представители образования участвовали в тематических секциях: "Вера", "Государственность", "Самоуправление", "Культура".
Об образовании рассуждали на многих соборных встречах: "Русская идея и национальная культура" (24 февраля 1997 года); "Духовно-историческая и православная тема в современной художественной литературе" (5–6 февраля 1998 года); "Вера и знание. Наука и техника на рубеже столетий" (18–19 марта 1998 года); "Актуальные проблемы современной русистики" (31 января — 2 февраля 2003 года); "Православие и русская литература. Вузовский и школьный аспект" (22–24 мая 2003 года).
IX ВРНС "Единство и сплоченность людей — залог победы над фашизмом и терроризмом" состоялся в Москве 9–10 мая 2005 года. Заседания тематических секций проходили по следующим направлениям: "Духовно-нравственные основы Победы над фашизмом, терроризмом, расизмом, сепаратизмом", "Историческая правда Победы", "Молодежь и наследие Великой Победы", "Церковь. Армия. Народ", "Сегодняшние угрозы миру и безопасности". Участники заинтересованно обсуждали проблемы исторического образования, говорили об отражении ВОВ на страницах учебников, о том, как улучшить преподавание истории в школе и в вузе.
В результате заинтересованной и всесторонней дискуссии участники работы секций и пленарных заседаний Собора пришли к пониманию необходимости согласно заявить следующее: русская школа в широком понимании является системой национального воспитания и образования, опирающейся на все достижения отечественной истории, культуры, духа нашего народа. Образование — национально по содержанию и характеру. Поэтому, поддерживая развитие национального образования всех народов, имеющих свои национально-государственные структуры на территории РФ, мы особое внимание уделяем становлению русского образования и воспитания от детского сада до высшей школы. Русская школа включает в себя все типы учебных и неучебных учреждений, научные, церковные, государственные и негосударственные структуры.
Душа русского образования — православное воспитание — постоянно питается живительными соками истории и культуры народа своего. Создать национальное образование для русского народа — это значит поддерживать и развивать в отечественном образовании все то прекрасное и уникальное, что заложено в русской идее. Смысл и результат русского образования — Человек, его гармония отношений с миром, Богом, собою, другими людьми; духовное становление личности, формирование православного русского компетентного гражданина; национальное самосознание русского народа, его национальные чувства. Концепция русской школы должна быть направлена на создание условий для национального воспитания и образования, устранение национального обезличивания русских детей.
Содержание русского образования и воспитания в сегодняшних условиях определяется диалогом: исторического прошлого, современной реальности и желаемого будущего; православной и светской культуры, ценностей и традиций; русской культуры и культуры других народов; рационального и эмоционального, ума и души; гуманитарного и естественно-математического знания.
Русская национальная культура — внешний регулятор и средство сохранения бытия русского народа— нуждается в немедленной защите. Необходимо организованное и продуманное отражение духовной интервенции, антикультуры, массовой культуры, псевдокультуры, всевозможных духовных наркотиков, внедряемых в Россию под предлогом плюрализма при бесконтрольности в сфере нравственно-идеологического воспитания будущего поколения.
Необходимо добиваться срочной разработки на государственном уровне мер и законов, защищающих национальное достоинство, национальные интересы русского народа, его культуры, образования, русского языка, национальной литературы.
Основная идея русской школы состоит в том, чтобы привить детям любовь к своей Родине, к своему народу. Дети должны знать историю Отечества, беречь его природу, должны осознавать идею единства русского народа, исторического единства с другими народами России, со славянскими братьями. Русская школа утверждает православные ценности, идеи высоких духовных идеалов, святости, подвижничества, национальной доблести, трудового воспитания, доброты и милосердия.
Особое место в работе русской школы должна занять русская история. "Населить" ее подлинными историческими героями и личностями, в связи с духовной жизнью народа показать величие побед и причины поражения России — задача такой школы. История русского народа — источник для понимания многого из того, что совершается сегодня. Она урок нам, источник мудрости и силы. История призвана породить любовь детей к своей стране. Недопустимы сарказм, ерничество, цинизм по отношению к ценностям отечественной истории.
Русский язык и литература — важная составляющая, духовная среда обитания русского народа — служат не только основой его бытия, но и средством национального единения и взаимообогащения народов России. При этом изучение русской словесности, возросшей в лоне православной культуры, немыслимо в отрыве от церковнославянского языка, являющегося источником и составной частью русского литературного языка. Это ставит очередной задачей постепенное восстановление курса церковнославянского и древнерусского языков в средней школе.
Содержание образования любого русского учебного заведения (от детского сада до высшей школы) включает в себя три взаимосвязанных компонента: обеспечение личности возможности самоутвердиться как представителю русской истории, культуры, ценностей и традиций; создание условия для вступления личности в равноправный диалог с другими имеющимися в России культурами; включение личности в современные мировые общецивилизационные процессы.
Так понимаемое русское образование и воспитание — один из основных каналов духовного обновления и национального возрождения. Россия не может иметь будущего без национального образования. Нарастающие в обществе социально-экономические, политические и духовно-нравственные предпосылки предполагают приоритетность создания национального образования вообще, и в частности развития массовых русских детских садов, начальных (в особенности малокомплектных на селе), общеобразовательных (полных), средних специальных и высших (в особенности педагогических) школ.
По существу все эти годы, благодаря Собору разворачивается программа общественно-просветительского характера, имеющая в своей основе несколько направлений. Одно из них — издательская деятельность. Просветительские и духовно-нравственные ориентиры в этой деятельности задают Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и журнал "Роман-газета" — сначала, а впоследствии "Роман-журнал XXI век". Стала выходить книжная серия "Русская школа"; педагоги высшей школы из Москвы и Курска опубликовали беседы о великом педагоге " К. Д. Ушинский и русская школа" (М., 1994 г.); Волгоградский педагогический университет опубликовал очерки прикладной философии образования "Образ и смысл русской школы" (автор Е.П. Белозерцев, 2000 г.)
Научно-исследовательская деятельность состоит из создания в Центре, а более всего в провинциях разнообразных программ, учебных пособий. Вершиной этой деятельности является история религиозной культуры, написанная А.В. Бородиной: "Основы православной культуры", учебник для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, ряд методических разработок и рабочих тетрадей. Учебник рекомендован Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Культурно-просветительская деятельность происходит, прежде всего, на Рождественских и Глинских чтениях, происходящих в Москве и широко по провинциям — например, в Ельце они проходят уже 10 лет; в Сарове проводятся ежегодно Конференции памяти преподобного Серафима Саровского, в Мордовии и в Ярославле традиционно проходят Дни памяти святого праведного Феодора Ушакова, в Иркутске — Дни русской духовности и культуры, в Арзамасе — конференция "Праведники Земли Русской" и Ушаковские Соборные встречи, в Борисоглебске — Всероссийские Иринарховские чтения, в Подмосковье — конференции памяти преподобного Пимена Угрешского и Макарьевские чтения, в Санкт-Петербурге и Архангельске — Дни памяти праведного Иоанна Кронштадтского и т. д. Кроме того, в провинции проводятся курсы повышения квалификации городских и сельских учителей по "Основам православной культуры"; такая работа, например, проходит на базе ЕГУ им. И.А. Бунина и православной гимназии в честь Свт. Тихона Задонского.
Благотворительная деятельность проявляется в поддержке учителей, творческих коллективов учащихся, разработчиков идей, авторов уникальных книг. В современной России проходит Всероссийский литературно-художественный конкурс для детей и юношества "Гренадеры, вперед!", который проводится совместно с Союзом писателей России, группой компаний "Гренадеры", Министерством обороны РФ, Министерством транспорта РФ, журналом "О Русская земля" при поддержке Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию.
Цель конкурса: возродить у детей и юношества любовь к российской армии и флоту, славе отечественного оружия, воспитать молодое поколение в духе уважения к старшим и к истории своей Родины. Задачи конкурса: патриотическое воспитание молодежи, развитие у нее чувства любви к Родине, к ее защитникам, к долгу служения Отечеству; развитие литературно-художественных и публицистических способностей детей; развитие детской и юношеской исследовательско-литературной деятельности; выявление и поддержка детей, одаренных в области технического творчества и моделирования. Конкурс проводится в двух формах: индивидуальной и коллективной. Работы оцениваются по двум возрастным категориям: школьники и студенты.
Учреждена Всероссийская литературная премия имени св. князя Александра Невского, данную премию учредила Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Она учреждена как средство возрождения современной русской литературы. Организаторы надеются, что присуждение данной литературной премии послужит подъему престижа писательского служения, объединит авторов, входящих в разные писательские союзы, откроет новые имена и подвигнет литературный процесс к дальнейшему воцерковлению. Конкурс проводится по следующим семи направлениям (номинациям): поэзия, художественная проза, документально-публицистическая проза, книга для детей, критика и литературоведение, журнал и газета. В каждом направлении присуждается первое, второе и третье места.
4–6 апреля 2006 г. прошел юбилейный Х Собор. Тема Собора: "Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке". Сама тема — вечно актуальная и фундаментальная, характер обсуждения — спокойный, аргументированный, заключительные документы Собора, учитывающие позицию представителей традиционных конфессий и мирян, позволяют мне утверждать: не зря прошли эти годы для соборян; они смогли осмыслить главные противоречия современности; они выразили в слове (выступлениях) и в тексте (документах) православное понимание таких универсальных категорий, как права и обязанности, ответственность и свобода, добро и зло, совесть и достоинство Человека. Собор продемонстрировал реальную возможность "единства во множественности", проявил коллективную мудрость и ответственность перед обществом. Все, что обсуждал и как обсуждал Собор, имеет просвещенческий, образовательный, душеспасительный, педагогический смысл.
В ходе работы Х Собора сам собою сложился не риторический вопрос: в какой мере современное состояние образования, попытки реформирования, модернизации, влияют на Человека, на его права и обязанности, свободу и достоинство.
Попытаюсь ответить. Причем, мои комментарии прошу рассматривать как скромные размышления о нашей новейшей истории образования, ее уроках, традициях нашей культуры, нашем совместном соборном делании.
Мы руководствуемся абсолютистским подходом, ибо для нас сегодняшних и для нас завтрашних образование есть абсолютная ценность. Отношение к образованию является важнейшим критерием государственности, по отношению к образованию можно и должно судить об уровне государственного мышления. Это как раз то, что было утрачено в последние годы.
Мы не рассматриваем образование как исключительно педагогическую сферу, но как сферу историко-культурную, а значит, имеющую онтологическую связь со всей целостностью национального бытия России. Философия образования рассматривается как органическая часть более общей работы по воссозданию национальной идеологии в ее современной форме. Образование, таким образом, это зона абсолютно стратегического значения; оно гарантирует национальную и духовную самобытность любого народа, его культуру, святыни, без которых нет и не может быть ни свободной личности, ни свободного народа, ни безопасности страны.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--