Статья: Об истории Николаевской церкви села Макарова: создание, закрытие и разорение, возрождение

Мой отец – священник, мама – церковный регент. В семье я много узнаю о православной вере, об истории Церкви. С 10 лет, по возможности, помогаю отцу во время богослужения. Нередко в доме слышу беседы о церковной жизни. Также на уроках краеведения немало узнал о том, как строились храмы, как шла жизнь в православных приходах до закрытия храмов в 30–40–х годах XX века, как сохранялась вера в условиях жестоких гонений.

Из исторических и краеведческих источников известно, что на протяжённости Макарьевско–Юрьевецкого тракта (расстояние около 80 километров) имелось 8 церквей, и все они были закрыты, а некоторые разрушены до основания. Меня удивило то, что все эти храмы, как повествуют епархиальные источники, были построены «тщанием прихожан», а закрывались тоже с участием людей, которые были прихожанами этих церквей, значит – потомками тех, кто строил эти храмы. Прошло семь десятков лет, и стали открываться двери для богослужений сохранившихся храмов, а на месте уничтоженных храмов – восстанавливаться прежние церкви. И тоже – «тщанием прихожан», а также жертвователей. Размышляя об этом, я убеждаюсь в истинности слов Спасителя о том, что врата адовы не одолеют Церковь. Ведь Церковь – это Царство Христово, это все храмы, которые включают в себя все народы и все пределы Вселенной. Мысль о таком вселенском значении Церкви меня подтолкнула к исследованию истории храмов Макарьевско–Юрьевецкого тракта. Ведь на моих глазах открываются храмы и действуют приходы в селах Красногорье, Нежитине, Вознесенье (Коршунове), строится храм в с. Николо–Макарове.

На размышления о значимости Православия и Божьего Промысла в судьбах страны и народа натолкнули меня во многом последние произведения русского писателя, нашего земляка, завершившего свой земной путь 11 декабря 2008 года, Валентина Николаева. Его книги: «Алексей – человек Божий», «От шума вод до шума листьев», «Свет Слова и тоска по мастеру» – затрагивают многие глубокие вопросы прошлого и настоящего, в том числе вопросы веры и её значения в жизни человека. Хочу отметить, что интерес к теме, которой я занимаюсь второй год, был вызван уроками краеведения, на которых мы изучали историю Макарьевско–Юрьевецкого тракта и его церквей. Интерес подкрепляли поездки с моим отцом и учителем краеведения в с. Николо–Макарово для изучения истории храма. Встречи со старожилами села восхищали меня тем, как бережно сохранили они в своей памяти сведения об их бывшем храме, о местных святынях, о людях, сохранявших церковные реликвии. Сельские библиотекари собрали в тематический альбом «Я помню колокольный звон» воспоминания старожилов.

Цель нашего исследования – изучение истории жизни Николаевской церкви как объекта культурного и духовного наследия наших предков, её дальнейшая перспектива.

Задачи для достижения цели:

1. Проанализировать процесс создания и жизни церкви.

2. Выявить фактические события, подтверждающие действие промысла Божия.

3. Проанализировать драматические события, приведшие к закрытию и разорению храма.

4. Попытаться спрогнозировать будущее этой церкви.

5. Восстановление уничтоженных или забытых храмов и святынь – тенденция современности и залог будущих благотворных перемен.

Основная часть

1. Церкви Макарьевско–Юрьевецкого тракта

Макарьевско–Юрьевецкий тракт, на котором расположена Николаевская церковь, соединял два славных города России: Юрьевец и Макарьев. Начало этого тракта уходит в глубокую старину, связанную с временами основания этих городов. Юрьевец основан сыном Владимирского князя Всеволода Большое гнездо Юрием (Георгием) в 1225 году и был поставлен «как крепость» в стратегически важном месте, на крутом повороте Волги напротив устья реки Унжи, открывая путь к Великому Устюгу и Белозерью[1]. Город Макарьев был основан, по преданию, преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, поставившим здесь в 1439 году свой скит. Со временем на его месте вырос один из крупнейших в крае монастырей, пользовавшихся особым покровительством царской династии Романовых. В 1778 году Макарьев получил статус уездного города[2]. Расстояние от Макарьева до Юрьевца – 80 километров.

В начале XIX века на протяжённости Макарьевско–Юрьевецкого тракта стали возводиться «тщанием прихожан» каменные (кирпичные) церкви. В Макарьевский округ в это время входило 5 округов, в каждом из которых имелось по 13–15 церквей. Только в ансамбле Макарьевского монастыря имеется Макарьевская, Успенская, Никольская церкви и Троицкий собор. Кроме того, в Макарьеве имеются церкви: Рождества Христова (1775 г.), кладбищенская Ильи Пророка (без прихода, однопрестольная), собор Александра Невского (Тихвинской иконы Богоматери, двухпрестольный). Еще есть церкви по Макарьевско–Юрьевецкому тракту в направлении от Макарьева к Юрьевцу:

Воскресенская и при ней Введенская в с. Усть-Нея (обе – каменные),

Преображенская в с. Красногорское (трёхпрестольная, 1810 г.),

Николаевская в с. Макарове (трёхпрестольная, 1810 г.),

Вознесенская в с. Коршунове (двухпрестольная, 1800 г.),

Воскресенская в с. Нежитине (Воскресенском, трёхпрестольная, 1803 г.),

Крестовоздвиженская в с. Исакове (однопрестольная, каменная с колокольней, 1810 г.), при ней двухпрестольная в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и в честь евангелиста Луки при кладбище.

2. Создание Николаевской церкви

Село Николо–Макарово находится от Нежитина, где я живу, на расстоянии 26 километров. В старину оно относилось к Марковицкой волости, а Нежитино – к Коряковской волости. Нас и сейчас иногда называют коряковцами. Коряковцы всегда общались с жителями Николо–Макарова. Как и у нас, в селе есть библиотека, и я узнал, что в ней есть альбом «Я помню колокольный звон», в котором библиотекарь записала воспоминания жителей старшего возраста о своём храме. Я побывал в библиотеке и вот что узнал. Из рассказа М.И. Хопиной (1917–2005): Первая церковь, как повествует местное предание, была деревянной. Она была построена жителями в 1690 году. Церковь Николая Чудотворца была построена неудачно, вблизи рва, и вешней и дождевой водой ту церковь подрыло под самую паперть. Испортилось и кладбище, которое находилось возле церкви: вымывало гробы и кости умерших людей. Пришлось церковь разобрать и продать в Нижегородскую область. Жители стали строить новую, теперь уже каменную церковь Святого Николы. Её поставили выше. Недалеко от храма был выкопан пруд, возле ограды – аллея берёз. Невдалеке – часовня с часами внутри, которые отбивал ежечасно часовой сторож. Как и было принято тогда, в ограде находилось кладбище для священнослужителей и служителей церкви. На звонницу приобрели 7 колоколов[3].

В том же альбоме есть записи воспоминания о церкви Еремеевой Клавдии Григорьевны (1922–2007), жительницы д. Александрова: «В деревне Николо–Макарово была часовенка деревянная. На праздники в часовенку приносили иконы из церкви. Зажигали свечи и так же, как в церкви, молились. Батюшко читал молитвы, а когда пение заканчивалось, ходил уже по дворам, в каждый дом. Иконы были большие, их несли по два человека, а ребятишки садились верёвкой по дороге впереди иконы, и иконы проносили над их головами, говорили – для здоровья. Освящали и дворы. На дворе настилали чистой соломы и ставили стол, накрытый льняным столешником[4]. Раньше ведь всё это было изо льна. Лён выращивали, и всю работу со льном проделывали вручную. И ткали сами полотно. Ставили на стол хлеб и соль, они всегда были на столе, чтобы в семье был лад. Пекли специально пирог, отдавали его в церковь. Затем обходили все деревни кругом и поля, пели, чтобы хлеб родился хорошим. Когда батюшко обходил дворы, староста с каждого двора собирал дань. Кто чего мог дать, но подавали все. В каждой деревне был свой праздник. У нас, например, Казанская 21-го июля и Тихвинская. Помню, один год люди не пошли в церковь за иконами в Тихвинскую: “Али и будем справлять каждый год?” Дак Бог и наказал: на поля с урожаем напал червь и оставил всех без урожая. В большие праздники и воскресенья не работали: уходили молиться и гостили. Молодёжь гуляли все вместе. Заранее уговоримся и соберёмся все вместе на речке. Прибегут и из других деревень. На гулянках песни пели, в игры играли. И в дома, если у нас праздники, идут гости. А потом – мы на их праздник»[5]. Как интересно читать эти воспоминания, узнавать образ жизни православного народа!

Для установления истории создания церкви мы обратились к епархиальным источникам. Там повествуется: «Николаевская церковь села Макарова зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1810 году тщанием прихожан, при участии доброхотных дателей. Ограда каменная с деревянной решёткой. Кладбище в 400 саженях от церкви, окопано рвом и обнесено забором. Престолов три: а) Успения Божией Матери, б) святителя Николая Чудотворца, в) Феодоровской иконы Божией Матери. Ближайшие церкви: с. Красногорского в 10 верстах, села Коршунского в 13 верстах… Прихожан 1206 мужского пола, 1284 – женского пола. Они занимаются хлебопашеством при отхожем промысле (производство обуви). Раскольников и сектантов нет. Приходских селений 9, дальнейшее[6] в 10 верстах от церкви. Препятствий к сообщению нет»[7].

Сопоставив даты строительства деревянного и кирпичного храмов, мы установили, что кирпичный храм был построен через 120 лет после первого основания, через 32 года после присвоения статуса уездного городу Макарьеву. Это говорит о том, что православие на Макарьевско–Юрьевецком тракте непрерывно укреплялось.Украшение храма, приобретение икон, резных иконостасов, строительство каменной ограды – всё делалось тщанием прихожан. Получается, что до закрытия храма в конце 40-х годов XX века 10 поколений жителей создавали и хранили свой православный храм и свою веру.

Я хочу подчеркнуть: наши предки были верующими и деятельными. Они не отступали от назначенных целей, передавали их из поколения в поколение, думали о будущем. Катастрофические изменения произошли в XX веке.

3. Закрытие и разорение храма

Николаевский храм постигла судьба большинства храмов России, которые начали закрываться в первой половине XX века. От местных жителей и из альбома «Я помню колокольный звон» мы узнали некоторые сведения. Последним священником был Алексей Николаевич Спасский, закончивший Костромскую духовную семинарию. Жена – матушка Агния из Пучежа. У них было восемь человек детей. Из воспоминаний М.И. Хопиной: «Когда церковь закрыли, в ней разместили школьные классы. После закрытия школы колхоз стал сыпать туда зерно. В конце 40-х годов церковь начали разрушать». От Марии Ивановны мы узнали, что власти пытались устроить в здании бывшего храма многое, но ничего не получалось. Школа, кинозал, зерносклад… Всё было не впрок. Что-то «чудилось» техничкам, убиравшим классы; умер от простуды молодой учитель; школу закрыли. Кинозал пришлось тоже отменить – не подчинялась аппаратура. Зерносклад в церкви не состоялся: зерно гнило и приходило в негодность. Так и отступились от здания церкви до 1954 года.

Всё меньше остаётся живых свидетелей того времени, когда вера подвергалась жестокому гонению со стороны власти, настроенной против Бога, против веры. И успеть собрать их свидетельства о событиях, достоверных, не искажённых, а таких, какими они были на самом деле, увидеть происходившие события, я считаю, представляется крайне важным. Это не так просто, потому что это поколение уже в солидном возрасте. И всё же сегодня ещё есть такая возможность. В прошлом году мы постарались встретиться с одним из старожилов села, жителем д. Трещаткино Олегом Васильевичем Малышевым (1929 г. р.), ныне проживающем в с. Николо–Макарово. Вот его воспоминания: «Когда разоряли церковь, я жил в Трещаткине и не видел, как сбрасывали колокола, но знаю, что её закрыли в конце 1940 – начале 1941 года. Была церковь летняя и зимняя, считалась она, как потом говорили старики, самой хорошей церковью на Макарьевско–Юрьевецком тракте. Последним священником был Алексей Николаевич Спасский, местный… В 50-х годах жить было не очень хорошо в деревне. Питались плохо, ели мякину. В это время церковь стояла без дела. В 1954 году её начали разбирать, чтобы взять кирпич и другие стройматериалы на строительство на берегу Унжи такелажки, <которая будет необходима, > когда пустят Большую воду, и по Унже пойдут катера и большие суда. Это людям и дало повод. Таскали и раньше от церкви по кирпичику на домашние нужды, а тут стали разбирать полностью. А разбить стены церкви оказалось очень трудно. Мы бьём стены ломами, тащим баграми, чтобы кирпич получить, а из стен вываливаются целые глыбы. Кирпичи не отделяются друг от друга. Так глыбами всю и разваляли… Вот из-за того, что не стало храма, многие люди остались некрещёными, молодые семьи жили невенчанными, а умершие оставались не отпетыми. А ведь это очень плохо».

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 134
Бесплатно скачать Статья: Об истории Николаевской церкви села Макарова: создание, закрытие и разорение, возрождение