Статья: Обратная сила действия актов правосудии о признании незаконными нормативный актов
Из анализа действующего законодательства следует, что все суды, составляющие судебную систему РФ, за исключением мировых судей, обладают полномочиями на осуществление надзора за законностью нормативных актов. Суд дает нормативному акту юридическую оценку, которая заключается в том, что оспоренный нормативный акт является незаконным и нарушающим права неопределенного крута лиц, и признает акт недействующим. Такого рода акты правосудия оказывают влияние не только на правовой статус сторон рассмотренного дела, В настоящее время, например, определение административных прав и обязанностей граждан в области разрешительной, паспортной и охранительной систем административного права'не представляется возможным без учета актов правосудия. Акты правосудия являются источниками административного права в частности и права в целом1.
Изсодержанияч. 5ст. 195АГЖРФ2 следует, что арбитражный суд вправе лишь отменить незаконный нормативный акт — признать его не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда, В ч. 2 ст. 253 ГПК РФ3 позиция законодателя выражена несколько иначе -суд признает нормативный правовой акт не действующим со дня его принятия (аннулирует) или иного указанного судом времени.
В законодательстве отсутствуют критерии, определяющие момент утраты нормативным правовым актом юридической силы в связи с признанием последнего незаконным решением суда: (1)с момента вступления в законную силу нормативного правового акта (нуллификация), (2) с момента вступления в силу акта правосудия (3) или с определенного судом момента в будущем. В настоящей работе ответим на вопрос о полномочиях суда на аннулирование нормативного правового акта.
Несмотря на прямое указание в ч. 2 ст. 253 ГПК РФ на полномочие аннулировать незаконный нормативный акт, в настоящее время Верховный Суд РФ лишь отменяет таковой. При этом нельзя считать судебную практику по этому вопросу устоявшейся. Первоначально Верховный Суд РФ рассматривал законность нормативных актов, отмененных до даты судебного заседания принявшим его органом, с вынесением решения о признании незаконным нормативного акта с момента его принятия. Позиция Верховного Суда РФ заключалась в следующем. Признание судом нормативного акта незаконным влечет признание это го акта не действующим со дня принятия такового. Вывод суда в резолютивной части решения об удовлетворен и и заявления (жалобы) о признании нормативного акта недействительным по мотивам противоречия его закону означает, что оспоренный нормативный акт не порождает (не влечет) правовых последствий со дня издания и не подлежит применению, утратив юридическую силу, что также указывалось в резолютивной части решения суда1. Так, Верховный Суд РФ в решении от 5 января 1998 г. «По жалобе президента Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров России на приказ Федеральной авиационной службы России» № 176 от 27 августа 1997 г. указал, что факт отмены государственным органом нормативного акта (до вынесения решения Верховным Судом РФ) сам по себе не может служить основанием для отказа в признании обжалованного нормативного акта незаконным, поскольку нормативный акт был направлен для исполнения после момента принятия и до момента отмены и признания данного нормативного правового акта незаконным (недействующим) со дня его издания2. Приведенная позиция Верховного Суда РФ в полной мере соответствует цели осуществления правосудия — не только предотвращение будущих (возможных) нарушений, но и восстанавление уже нарушенных прав. «Чтобы полностью устранить допущенные нарушения прав и свобод гражданина, суду необходимо указать в резолютивной части решения на то, что нормативно-правовой акт является не порождающим правовые последствия с момента принятия»3. Таким образом, несмотря на пробел в правовом регулировании вогфосао юридической силе решений судов по делам о признании нормативного акта незаконным, суды в мотивировочной части решения признавали незаконный нормативный акт не действующим с момента его издания, другими словами, аннулировали.
Представляется, что в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ»1* Верховный Суд
Постановление Пленума Верховною Суда РФ от 21 декабря 1993 г № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФот25 октября 1996 г. № 10//Бюллетень 8ср-хошюго Суда РФ, 1997. № 1), п. 17; Постановление Пленума Вершимого Суда РФ «О некоторых вопросах, нозникаюшихпри рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащим и закону» от 27 апреля 1993 г, (я ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 21 декабря 1993 г, с изм, и доп., внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ№ 10 от 25 октября 1996 г //1амже(абз. 1, п. 9), — Данная редакция документа фактически не действует в связи с внесением в нее изменений, см.: Постановление Пленума Верховною Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в до истине Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации* от 20 инваря 2003 г. № 2.
2 Доку мент официально опубликован не был.
РФ сделал однозначный вывод, что, исходя из смысла содержания Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (вред. Федерального закона от
14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ), предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие правовые акты, которые на время их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующее судебного пресечения1.
Указанная позиция Верховного Суда РФ создала практику прекращения производства по делу, когда в ходе подготовки к судебному заседанию оспоренный нормативный акт отменялся либо в него вносились соответствующие изменения и дополнения принявшим его органом. В период с 13 августа 1999 г. по 16 января 2001 г. Верховный Суд РФ прекратил производство по шести делам о признании незаконными нормативных актов МВД РФ. Ни в одном из случаев прекращения производства по делу Верховный Суд РФ не сослался на конкретную норму закона, устанавливающую, что нормативный акт, прекративший свое действие до рассмотрения его в суде, не подлежит рассмотрению, ограничившись лишь общими фразами «исходя из смысла содержания закона», «по смыслу закона», «в соответствии с законом», «согласно действующему законодательству», «согласно законодательству РФ»3,
Так, 19 октября 1999г. было прекращено производство «По делу по жалобе М.А. Морозова о признании недействительным п. 22 Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции», утвержденной Приказом МВД РФ от 31 мая 1993 г № 260' (в ред. Приказа МВД РФ от 25 января 1994 г. № 25"). МВД РФ принят новый приказ
15 октября 1999г. № 80S5. 15 декабря 1999 т. было прекращено производство «По делу по жалобе И.В. Панченко о признании незаконным п. 1.7. приказа МВД РФ от 31 июля 1995 г№ 292 «О внесении изменений и дополнений в нормативные акты МВД РФ»6, устанавливающего основания приостановления выплаты денежного довольствия сотрудникам милиции. Также 15 декабря 1999 г прекращено дело «По жалобе А.Р Резе о признании незаконным п. 13.8 Инструкции «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденной Приказом МВД РФ № 300 от 25 июня 1993 i:7 Оспариваемые положенияпоследнихдвухприказовутратили силу в соответствии с Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999г. № 1037s.
1 Решения Верховного Суда РФ по вопросам деятельности органов внутренних дел РФ (1999—
2001 гг.). М., 2001. С. 86-87,95-103, 145-147. : Там же. 3 Российские вести. 1993. 8 июля,
* Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. № 6.
5 Бюллетень] юрматиннмх актов федеральных органов исполнительной власти. 1999, №43.
Примечательно то, что данный документ не был опубликован на момент прекращения производства по делу. ' Документ опубликован не был. 7 Документ опубликован не был.
16 января2001 г. Верховный Суд РФ прекратил производство по жалобе Д.Г Мурашова о признании незаконным абз. 2 п. 6, п. 19 и п. 20 в части слов «увольнение по болезни» Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. № 805'. Приказом МВД РФ от 11 января 2001 г. № Ш2 в оспариваемые заявителем положения Инструкции внесены изменения и дополнения, предусматривающие возможность выплаты единовременного пособия в размере пятилетнего временного содержания при увольнении сотрудника из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья в случае получения телесного повреждения при прохождении службы. Как следует из приведенных примеров, изменения в оспариваемые нормативные акты МВД РФ вносились за 1,4 и 5 дней до даты судебного заседания.
Рассмотрим практику прекращения Верховным Судом РФ производства по делам по ходатайствам МВД РФ в связи с отменой оспариваемых положений нормативных актов с точки зрения конституционного права граждан и организаций на судебную защиту от неправомерных действий органов публичной власти.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждый имеет право на обжалование нормативного акта, повлекшего нарушение его прав, независимо оттого, прекратил ось л и нарушение его прав на момент рассмотрения дела в суде. В приведенных примерах рассмотрение жалоб заявителей по существу повлекло бы решение вопросов о законности действий министра внутренних дел Fчасти издания оспариваемых приказов, а в случае признания таких действий незаконными — вопрос об ответственности за издание приказов, не соответствующих российскому законодательству. Более того, только решение суда о признании оспоренного нормативного акта не соответствующим закону с момента его принятия (аннулирование) может стать основанием возникновения обязанности МВД РФ по выплате материального ущерба. В случае же отмены нормативного акта Министерством ни одно из указанных правовых последствий не возникает. Безусловно, существование другого варианта восстановления нарушенных прав — обращение в районный суд, который может признать действия незаконными, основанные на отмененном впоследствии нормативном акте, не применив такового. Но, «поскольку речь идет в том числе об актах федеральных органон государственной власти, не каждый районный судья на это решится. А поскольку акт был отменен, но не в связи с тем, что он незаконный, процедура «неприменимости» существенно затрудняется»3. Таким образом, только решения суда, обладающие силой источника права, исключающие из системы административного права незаконные нормы с момента их принятия, позволяют полностью восстановить нарушенные права, привлечь виновных к ответственности, предусмотренной законом.
Необходимо различать отмену нормативного акта от его аннулирования. Существование последнего диктуется обязанностью государства влице судебных органов по восстановлению нарушенных прав. Только аннулирование незаконного нормативного акта влечет полное восстановление нарушенных прав граждан, возможность предъявления иска к государству о возмещении материального ущерба (ст. 53 Конституции РФ), привлечение государственного служащего, подписавшего незаконный нормативный акт к дисциплинарной ответственности (ст. 7 ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан*1).
По меньшей мере положения шести приказов МВД должны были быть исключены решениями Верховного Суда РФ из системы норм административного права как незаконные с момента их принятия. Существенное различие правовых последствий отмены нормативного акта и признания его незаконным отмечал Пленум Верховного Суда РФ2. Аналогичную точку зрения можно найти и в доктрине административного права.
Так, Д. [аллиган, описывая систему судебных решений, имеющихся в распоряжении западных судов при пересмотре административного действия, выделяет такую меру, как аннулирование действия, наиболее ч"асто используемую при судебном надзоре, состоящую из приказа суда, объявляющего административное действие незаконным и не имеющим юридической силы3. Д. Галлиган отмечает два вопроса, которые могут возникнуть при аннулировании административного действия: во-первых, с какого момен-тадействие является аннулированным — с момента его осуществления или с момента принятия судебного решения; и во-вторых, если действие незаконно с самого начала, сохраняются ли при этом юридические права и обязанности, возникшие из предположения, что данное административное действие законно?4 Ответ на оба вопроса дается следующий: практически приказ об аннулировании одновременно является признанием незаконности административного действия с момента его осуществления, из чего следует, что действие никогда не имело законной силы5.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении судами жалоб на непраномерные дейстния, нарушающие права и свободы граждан» (ц ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г, № 10, 25 мая 2000 г. № 19), п. 17; Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающие при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» от27апрели 1993 г (пред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 21 декабри 1993 г., скзм. и доп., внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 10, от 25 мая 2000 N° 19), п. 9, ГаллиганД,, Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное пряно: история развития и основные современные концепции. М., 2002. С. 344-345. 1 Там же. С. 345-346. Там же.
По сути такого же мнения придерживается Ю.Н. Старилов, рассматривая этот вопрос с процессуальной точки зрения. Он высказывается о недопустимости прекращения производства по жалобе в случае признания органом управления или должностным лицом обоснованности заявленных гражданином требований, предлагая оценивать такое признание как одно из доказательств по делу и выносить решение с учетом выясненных обстоятельств по делу1. Представляется, что отмену нормативного акта органом, его принявшим, в процессе подготовки к судебному заседанию суд должен оценивать как признание государственным органом или должностным лицом обоснованности заявленных гражданином требований и выносить решения по существу с учетом других обстоятельств по делу. Непосредственно за признание нормативного акта незаконным и недействующим со дня издания выступает А.Ф. Изваринавсвязи с тем, что «незаконные акты применялись, затронули интересы гражданина, и он за защитой обратился в суд»2.
Вывод о необходимости признания нормативных актов незаконными с момента их принятия косвенно выводится и из правовой позиции Верховного Суда РФ о неприменимости к жалобам о признании незаконными нормативных актов сроков исковой давности. Считается, что «обращение в суд с жалобой по истечении трехмесячного срока с момента вступления в силу нормативного правового акта не может служить основанием к отказу в удовлетворении жалобы о признании этого акта незаконным, поскольку нормативный правовой акт содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга л и ц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом»5.
Необходимость аннулирования незаконной нормы права вытекает из нормативности акта. В связи с тем что нормативный акт, как правило, содержит правила повеления, рассчитанные на неоднократное применение, а круг лиц, на которых распространяется нормативный акт, не определен, права граждан могут нарушаться неоднократно, круг пострадавших лиц не ограничивается тем (теми), кто обратился в суд. Распространение действия незаконного нормативного акта на отношения, возникшие до признания его незаконным в судебном порядке, налип, не являющихся участниками судебного разбирательства, противоречит конституционному принципу «все равны перед законом и судом» (ст. 19). Если пойти от противного и предположить, что суд вправе признать нормативный акт не соответствующим закону только с момента вступления в силу решения суда, то неизбежно напрашивается вывод, что один и тот же акт является законным с момента его принятия до момента вынесения решения суда и незаконным после принятия решения суда.
Практика Европейского суда по правам человека также неоднозначна. Например, в деле X. против Дании1 заявитель жаловался, что законодательство Дании не разрешает биологическому отцу, не состоящему в браке с матерью ребенка, оформить опеку над своим ребенком без согласия матери. В процессе рассмотрения дела законодательство Дании было приведено в соответствие с требованиями соблюдения прав отца. Тогда еще Европейская комиссия по правам человека1, указав на изменение законодательства, отказалась признать заявителя пострадавшим и отказала в удовлетворении требований. Необходимо отметить, что данное решение стало предметом критики как не рассматривавшее по существу вопрос о нарушении Европейской конвенции со стороны Дании. В частности, высказывалось мнение, что Комиссия должна была рассмотреть вопрос нарушения по существу, несмотря на состоявшееся изменение законодательства, тем самым разрешить вопрос, представляющий общий (курсив мой — А.Б.) интерес3.
Существует и иной, более поздний пример судебной практики Европейского Суда. Так, 30 октября 2003 г. Европейский суд по правам человека в деле Ганчи против Италии4, установив нарушение п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «Право на справедливое судебное разбирательство»5, вынес решение в пользу заявителя в связи с тем, что власти Италии четыре раза отказывали заключенному в судебной защите на том основании, что акты администрации к моменту рассмотрения утрачивали силу. Европейская конвенция ратифицирована Россией6. Соответственно и судебная практика Европейского Суда по применению Конвенции имеет силу большую, чем национальное право на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Описанная выше российская судебная практика фактически противоречит ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции. Обязанность властей России — соблюдать международные обязательства, что требует приведения судебной практики и законодательства в соответствие с европейскими стандартами.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--