Статья: Образование, как основа для формирования стратегического мышления

Одной из сложнейших задач образования XXI века будет приведение в состояние гармонии стремления передавать знания в области науки и техники и стремления пробуждать человеческие чувства, ту чувствительность, которая побуждает людей последовательно проявлять индивидуальность и искреннее желание поддерживать межличностные отношения.

Институты формального образования все больше подчиняются требованиям экономической системы, которая отдает предпочтение таким ценностям как продуктивность, эффективность и рентабельность. Переход к новой экономике возможен лишь при осознании того, что универсальным средством для этого является образование. На этой основе должно формироваться стратегическое мышление, прежде всего региональных руководителей, а так же руководителей муниципальных образований, которые с «низу» формируют развитие муниципальных образований. Это продиктовано тем, что современные российские муниципальные образования, имея формальные основания для самоуправления, находятся в ситуации, которая характеризуется нехваткой всех основных видов ресурсов необходимых для стратегического развития: финансовых, материальных, информационных, временных, но самое главное людских[1] (квалификация).

Но с другой стороны попытки достичь упомянутых целей приводят к двум отрицательным последствиям. Во-первых, они относят к маргинальным группам людей с менее развитыми способностями. Во-вторых, не оставляют времени для передачи идей гуманизма одновременно с обучением навыкам и отношениям, чтобы использовать их в повседневной жизни.

Учреждения образования прилагают усилия, чтобы удовлетворить потребность в обучении ценностям, но им препятствуют сомнения, какие ценности или чьи ценности нужно преподавать.

Современное общественное развитие России — это, прежде всего проявление противоречивых диалектических процессов, связанных с интегративными тенденциями углубления мирохозяйственных связей и инерцией политического потенциала огромного идеологизированного государства. Россия стоит на пороге технологической революции, позволяющей обеспечить равный доступ к высококачественному образованию всех слоев и групп населения на основе создания общегосударственных банков дидактических материалов, баз данных обучающих программ. Развитие личности, создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого человека выдвигаются в число наиболее значимых ориентиров современного развития. Исходя их этого положения, можно сформулировать одну из основных тенденций развития высшей школы: настоятельной необходимостью становятся индивидуализация обучения, развитие индивидуальных творческих способностей. Становятся недопустимыми утилитарность и узость целей образования, превращение сферы высшего образования в конвейер по производству специалистов.

Именно поэтому в Российской Федерации сложилась ситуация осознанной необходимости регулирования процессом подготовки будущих специалистов с высшим образованием в сфере государственного и муниципального управления[2] .

Государственная политика в образовательной сфере определяется сегодня через государственные образовательные стандарты. Подготовка будущих государственных и муниципальных служащих регламентируется государственным образовательным стандартом.

Обеспечение достижения целей и приоритетов политики обучения кадров для эффективного функционирования в сфере местного самоуправления предполагает наличие механизма реализации такой политики. Такая постановка вопроса инициирует необходимость рассмотрения целого ряда теоретических проблем, связанных с изучением сущности и структуры механизма реализации политики, в сфере подготовки и профессионального роста муниципальных служащих[3] .

Прежде всего, попытаемся определиться с сущностью механизма реализации рассматриваемой политики. Сущность механизма реализации политики подготовки и профессионального роста муниципальных служащих состоит в целенаправленном воздействии структур общегосударственного, регионального (на уровне субъекта Российской Федерации) и муниципального управления на все составляющие системы обучения муниципальных служащих в интересах формирования персонала местного самоуправления, способного эффективно решать широкий круг проблем социально-экономического развития муниципального образования, существенно улучшить, в конечном счете, качество жизни населения.

Что касается структуры такого механизма, то она включает в качестве основных звеньев принципы, методы и функции реализации политики подготовки и профессионального роста муниципальных служащих.

При построении механизма реализации территориальной политики в сфере подготовки и профессионального дополнительного образования работников муниципальной службы следует ориентироваться, прежде всего, на принципы системности и комплексности. Следование принцип у системности означает, что политику подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих следует рассматривать в контексте общей политики кадрового обеспечения местного самоуправления.

Комплексный подход к формированию механизма реализации политики обучения муниципальных служащих означает также рассмотрение его как системы, состоящей из элементов и имеющей определенную внутреннюю организацию. Комплексный подход способствует сбалансированному функционированию всех звеньев рассматриваемого механизма, ликвидации диспропорций и противоречий между различными сторонами процесса подготовки и профессионального роста муниципальных служащих.

Основные требования к профессиональным знаниям и умениям государственных и муниципальных служащих определяются целями, задачами и функциями органов государственной власти и органов местного управления.

В соответствии с указанными выше целями, задачами и функциями государственный служащий должен:

1) знать:

теорию государства и права;

государственное устройство Российской Федерации (конституционные основы, структуру и организацию деятельности власти);

основы законодательства;

законодательство в сфере профессиональной деятельности;

общую теорию управления;

теорию государственного управления;

основы политологии и политического управления;

основы социального управления;

теорию и практику по предмету специализации (профессиональной деятельности);

2) уметь анализировать и прогнозировать макропроцессы в экономической, политической и социальной сферах

• разрабатывать предложения по формированию (совершенствованию) и реализации государственной политики в сфере профессиональной деятельности, в том числе предложения к планам и программам;

• разрабатывать проекты государственных нормативных правовых актов в сфере профессиональной деятельности;

муниципальный служащий должен.

1) знать:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 162
Бесплатно скачать Статья: Образование, как основа для формирования стратегического мышления