Статья: "Окинава как фактор многообразия Японии - историко-культурные аспекты"
Во второй половине июля в Японии будет проходить саммит "восьмерки", и местом для его проведения избраны острова Окинава, находящиеся на самом юге Японии. На встрече руководителей государств будет присутствовать и президент Путин. Лидеры крупнейших мировых держав, собравшись на Окинаве смогут, надеюсь, показать пример творческого сотрудничества для блага всего человечества. Я же являюсь историком, который родился и живет на Окинаве и изучает ее прошлое и культуру.
Я впервые в Москве и в России, но уже давно мечтал здесь побывать, чему есть множество причин, из которых назову лишь две.
146 лет тому назад, в 1854 году по европейскому летосчислению Окинаву, тогда называвшуюся Королевством Рюкю, посетил фрегат "Паллада", капитаном которого был Путятин, и на котором присутствовал знаменитый русский писатель Гончаров. Верувшись в Россию, Гончаров в своей книге о путешествии подробно описал и Окинаву. Важно и то, что на корабле находились два важных для истории Окинавы человека. Один из них - член российской дипломатической миссии Гошкевич, а второй - священник русской Православной Церкви Аввакум. Оба они имели опыт изучения положения в Азии и Китае во время пребывания в Пекине. Тогда же в Пекине учился один рюкюсец. Его звали Макиси Тётю и он в течение трех лет поддерживал с Гошкевичем и Аввакумом отношения тесной дружбы, так что при его возвращении на родину он получил от них памятные подарки.
А через 10 лет они прибыли на Окинаву на "Палладе" и в порту состоялась их историческая встреча с Макиси Тётю. Россия тогда все дальше распространяла свои связи в Азии, и вот двое русских встретились на Окинаве с другом из местных жителей. Об этой встрече с Макиси Тётю Гончаров пишет в своей книге.
Еще одна причина моего интереса к России связана с именем русского языковеда Николая Невского. Еще до 1917 года он приехал в Японию заниматься исследованиями и не смог вернуться на родину сразу после революции, продолжив научную работу в Японии. Был он и на Окинаве и занимался изучением острова Мияко, что было около 80 лет тому назад. Еще до поездки на Окинаву, Невский познакомился в Токио со студентом, приехавшим с острова Мияко. Два месяца он обучался у этого студента диалекту Мияко, так что когда на сошел с корабля на острове, смог разговаривать с местными жителями на их языке. На острове я встречал пожилую женщину, которая была тогда совсем маленькой девочкой, и теперь еще помнит то удивление, которое вызвал не похожий на местных жителей европеец, заговоривший на привычном для островитян диалекте. Результаты лингвистических исследований Невского на острове Мияко и теперь еще высоко ценят окинавские ученые и продолжают внимательно их изучать.
Эти два события - визит фрегата "Паллада" 146 лет назад и приезд на Окинаву Невского 80 лет назад весьма заинтересовали меня как историка и вызвали желание побывать в России.
ЭКОЛОГИЯ И ВОЙНА
Окинава имеет репутацию уникальной территории в составе Японии. Страна в целом состоит из 47 префектур, но лишь в одной из них - на субтропических островах Окинавы - никогда не выпадает снег. Острова эти окружены богатейшими, как на Гавайах, коралловыми рифами, и изобилуют редкими представителями мировой фауны, так что и по своей природе она отличается от остальных областей Японии. Весьма своеобразным окинавским животным является, например, дикая горная кошка о-ва Ириомотэ. Водится здесь и не летающая птица Ямбарукуина.
Только Окинава - это префектура, составленная из множества островов, 47 из которых обитаемы, и вместе с акваторией имеющая самую крупную территорию, восточная (о-в Китадайто) и западная (о-в Ёнагуни) точки которой разделены 1000 километрами, а южная (о-в Хатэрума) и северная (о-в Иоо) - 400 километрами.
Природа Окинавы влияла и мифические представления людей. По мнению жителей некоторых островов, боги живут за линией морского горизонта в стране Нираиканаи. В день праздника местные жрицы (ибо мужчинам божества не видны) встречают бога на морском берегу и провожают в селение. Несколько дней бог гостит на острове, для него устраиваются пиршества и увеселения (танцы, связанные с подобными традициями вы через несколько дней сможете увидеть во МХАТе). При завершении праздника женщины вновь провожают бога на берег, и он удаляется в свою страну.
Такие праздники устраиваются во многих местах, так что бог, должно быть, весьма занят. Подобные представления могли возникнуть только в островном государстве.
К сожалению, война нанесла серьезный урон замечательной природе островов, не менее, чем культуре их населения.
В смысле масштабов ущерба, причиненного войной, опыт Окинавы также выделяется среди других японских территорий. Более полувека тому назад Япония развязала Тихоокеанскую войну против коалиции государств во главе с Соединенными штатами, поражение в которой с течением времени становилось все более очевидным. Весной-летом 1945 года воюющие стороны столкнулись в особо ожесточенных наземных сражениях на Окинаве, служившей важнейшим оборонительным плацдармом для японской стороны и наступательным для противника.
Жители Окинавы, чья зона обитания стала полем сражений, потеряли в огне войны 25 процентов соотечественников. Было уничтожено почти все многовековое культурное наследие островов, погибли замечательные по красоте традиционные пейзажи. Как жертвы войны всемирно известны подвергшиеся атомной бомбардировке города Хиросима и Нагасаки, однако и Окинава - один из тех районов, о которых не следует забывать, говоря о войне в Японии.
АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ И ВОЗВРАТ ТЕРРИТОРИИ ЯПОНИИ
В результате поражения в Тихоокеанской войне Окинава единственной из 47 префектур была отделена от остальной Японии и долго находилась под управлением Соединенных Штатов, а с развитием холодной войны на ее территории была моментально создана система американских военных баз, и она стала незаменимым опорным пунктом геостратегии США. Сложилась ситуация, когда по определению одного журналиста, "не американские базы находились на Окинаве, но Окинава - на базах".
Американская оккупация продолжалась долгих 27 лет, и за это время стали очевидны две проблемы. Первая - конфликт интересов американской администрации, для которой приоритетны задачи баз, с одной стороны и населения островов - с другой. Вторая - сложность национальной самоидентификации для окинавцев, не понимавших, кому они, собственно, принадлежат? Политическое стремление разрешить эти две проблемы породило движение за вывод Окинавы из американской юрисдикции и возврат ее Японии.
15 мая 1972 года в соответствии с японо-американским межправительственным соглашением Окинава была возвращена Японии и вновь стала одной из ее 47 префектур. Международные политологи оценивают это как редкостный случай мирного возвращения территории, утраченной в результате военного поражения, однако до осуществления желаемого понадобились многие страдания и усилия людей. Итак, Окинава обладает отсутствующим у других префектур Японии опытом 27-летнего пребывания вне политической структуры страны и затем возврата в нее в результате настоятельных требований населения.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Минуло уже 28 лет с тех пор, как закончился период американского правления и Окинава была возвращена Японии. За это время инвестиции японского правительства в инфраструктуру Окинавы, помощь ее производительным силам, экономике способствовала уверенному развитию региона.
Однако на островах по сей день расположены 75 процентов всех американских баз в Японии, и подобное распределение бремени вряд ли можно признать справедливым.
В отношении "ущерба от баз", то есть связанных с ними несчастных случаев, правонарушений американских военнослужащих и т.д., жители Окинавы по-прежнему подвержены самому большому риску в сравнении с другими японцами. К тому же Окинава - это район столкновения различных взглядов и идеологических установок по вопросу о базах, ибо в союзных отношениях Японии и Америки базы эти занимают важнейшее стратегическое положение. Таким образом, еще одна особенность Окинавы в том, что это регион, сотрясаемый политическими спорами о базах.
Уже вышеперечисленных четырех обстоятельств - проблем экологии, военного опыта, эпохи американского правления и возврата в состав Японии, а также остающихся на островах военных баз -достаточно, чтобы понять, сколь уникально положение Окинавы в Японии. И тем не менее, именно здесь в июле состоится встреча руководителей крупнейших держав мира.
Впрочем, уникальность Окинавы не исчерпывается упомянутыми сложностями. Необходимо принять во внимание и более глубокие и давние проблемы истории.
К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИИ: СТРАНА ПОД НАЗВАНИЕМ "КОРОЛЕВСТВО РЮКЮ"
По данным археологов несколько тысяч лет назад Окинава и основная территория Японии имели много общего в культуре. С этим сходятся и наблюдения лингвистов. Известно, что историю Окинавы формировали люди, говорившие на древнеяпонском. Таким образом, в культуре и языке Окинава и Япония имеют общие корни.
Японский язык подразделяется на две неравные группы диалектов. В первую, охватывающую основную территорию страны и 99 процентов 130-миллионного японского населения, входят диалекты районов Тохоку, Канто, Кансай, Кюсю и т.д., а во вторую, соответствующую оставшемуся одному проценту (1 млн. 300 тыс. человек) - окинавские диалекты Амами, Кунигами, Сюри, Наха, Яэяма и т.д. По мнению лингвистов, причина столь непропорционального разделения диалектных групп в том, что еще в глубокой древности из общего протояпонского языка выделились и затем долгое время развивались самостоятельно две линии: основной японской территории и Окинавы.
Языки, отправившиеся, образно говоря, с одной станции, поезд истории все дальше развозил по двум взаимно расходящимся маршрутам. На рубеже 14 и 15 веков на островах Окинавы возникло суверенное государство, именуемое Королевством Рюкю и развивающееся в ином, нежели основная территория Японии, направлении. В королевстве сложилась особая система правления с центром в замке Сюри.
С тех пор на протяжении 500 лет королевство поддерживало дипломатические и торговые отношения с Китаем, Японией, Кореей, странами ЮВА, развиваясь как типичная морская держава Восточной Азии. За этот период, усваивая культуру азиатских стран и проявляя собственную культурную самобытность, оно сформировало оригинальную традицию культуры Окинавы или Королевства Рюкю. В Японии нет больше префектуры с подобным багажом истории и культуры. Итак, Окинава - уникальный район Японии, до нового времени развивавшийся в русле собственной, не похожей на остальную территорию страны истории и обладавший особой культурой.
Среди прочих внешних связей с азиатскими странами особое место занимали взаимоотношения с Китаем. Правитель королевства Рюкю был вассалом китайского императора, и особо доверительные отношения между ними обеспечивали Рюкю постоянный режим благоприятствования в торговле с Китаем.
Подобные контакты с Китаем длились целых 500 лет, и есть основания полагать, что за это время по официальным каналам в Китае побывало 50-60 тысяч рюкюсцев.
Диалог с азиатскими странами оказал сильное воздействие на общеяпонский культурный базис Окинавы и привел к созданию особенной модели культуры. Так, например, в среде социальной элиты он породил оригинальную эстетику, в центре которой стояли музыкально-театральные жанры. Все эти достижения монархической эпохи ныне сохраняются как "традиционная культура".
ОТВЕРГНУТЫЕ ТРАДИЦИИ
Весной 1879 года недавно образовавшееся на основной территории современное японское государство в авторитарной манере упразднило Королевство Рюкю и учредило окинавскую префектуру. Это вызывало определенное сопротивление со стороны Окинавы, но в в итоге японское правление было принято и таким образом 121 год назад началась история префектуры Окинава.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--