Статья: Опасности и возможности косвенной конкуренции
Сражаясь за долю рынка с прямыми конкурентами, компании порой упускают из поля зрения косвенных. Однако часто предприятие теряет выручку и клиентов именно из-за косвенной конкуренции. К примеру, Ваши булочки и багеты стали хуже продаваться не потому, что рядом кто-то открыл другую булочную, а потому, что в Вашем районе появился доступный для массового потребителя фитнес-центр и многие решили начать новую жизнь — регулярно заниматься спортом и сесть на диету, исключающую мучные изделия. И так везде: авиаперевозчики конкурируют не только между собой, но и с железными дорогами, производители ювелирных часов и аксессуаров соперничают за кошельки потребителей с магазинами косметики и продавцами сотовых телефонов, а кафе и рестораны претендуют на наш досуг наравне с кинотеатрами. Практика показывает, что альтернативных конкурентов всегда нужно знать, а в некоторых случаях с ними можно и нужно вступать в конкурентную борьбу.
Выявление косвенных конкурентов
Чтобы определить косвенных конкурентов Вашего бизнеса, нужно попытаться рассмотреть все возможные альтернативы, возникающие у потребителя в тот момент, когда он решает, стоит ли тратить деньги на Ваш продукт (услугу). Например, мужчина, собирающийся сделать жене хороший подарок, выбирает между часами, дорогой косметикой, сотовым телефоном, шубой, каким-нибудь ювелирным изделием и т.д. Потребитель взвешивает, порой неосознанно, все имеющиеся варианты, поскольку не может себе позволить все удовольствия одновременно. Именно в этот момент и возникает косвенная конкуренция (см. также табл. 1).
К сожалению, часто продавцы товаров и услуг по разным причинам отказываются вникать в эти нюансы выбора покупателя, что вредит компании. Сегодня никто не может быть уверен, что обладает долгосрочным конкурентным преимуществом. Поведение потребителей быстро меняется под воздействием десятков внешних факторов — от модных тенденций до политической ситуации в стране. Ни большая доля рынка, ни отлаженные дистрибьюторские каналы не гарантируют, что завтра рядом с Вами не появится конкурент, которого Вы не ждали. При этом вопрос о приходе конкурентов («Придут или нет?») не стоит. Актуальны вопросы: «Когда придут? Сегодня? Или все же завтра?». Или (что бывает гораздо чаще): «Они уже здесь. Что с ними делать?».
Сведения, получаемые из отраслевых ассоциаций, данные маркетинговых исследований, аналитических обзоров, СМИ, выставки и рейтинги — все это выстраивает непроницаемые стены вокруг отдельных рынков, порождая у их игроков ложное ощущение контроля над ситуацией. Обычно руководители компаний считают, что угрозы исходят изнутри их сферы бизнеса, и очень редко оценивают внешние угрозы.
Таблица 1. Примеры видов бизнеса, их косвенных конкурентов и способов конкурентной борьбы
Бизнес | Косвенный конкурент | Возможная конкурентная стратегия |
Хлебопекарни | Фитнес-клубы | Расширение ассортимента за счет диетических хлебобулочных изделий. Акцент на их низкой калорийности и полезных для здоровья свойствах. Можно использовать типичную для людей, активно занимающихся своим здоровьем, тягу к натуральным, экологически чистым продуктам |
Железная дорога | Авиакомпании-дискаунтеры | Появление дешевых авиаперелетов (на некоторых направлениях они сегодня обходятся пассажиру в меньшую сумму, чем поездка в купейном вагоне) перетягивает у железных дорог клиентов — в первую очередь как раз тех, кто покупал относительно дорогие билеты на поезд. Ответить можно повышением уровня сервиса в поездах, а также рекламой железнодорожного транспорта как самого надежного и безопасного. На коротких маршрутах также можно делать упор на доставку пассажиров из центра одного города в центр другого, так как железнодорожные вокзалы, как правило, находятся близко к центрам больших городов — в отличие от вынесенных в пригороды аэропортов (а авиакомпании экономкласса обычно используют самые отдаленные из них) |
Производители компьютерных игр | Развлекательные центры | Конкуренты борются за время, которое клиент тратит на развлечения, поэтому в рекламных посылах можно говорить о том же удовольствии при минимальных временных затратах (никуда не нужно ехать) и максимальном комфорте (дома, в удобном кресле, в любой момент можно нажать на кнопку «Пауза») |
Салоны красоты | Туристические агентства | Это борьба за перераспределение семейного бюджета. Салонам красоты стоит направить усилия на женскую аудиторию. Можно обыгрывать тему кризиса (за хорошим загаром больше не надо ехать в дорогой тур за море, можно воспользоваться недорогим солярием рядом с домом) |
Операторы сотовой связи | «Восьмерка» компании «Ростелеком» и других операторов традиционной связи | Создание специальных выгодных тарифов для абонентов, часто звонящих за рубеж и по междугородней связи |
Подготовлено редакцией
Как бороться с невидимым противником
Чтобы понять, откуда может исходить опасность, нужно проанализировать свой бизнес, принимая во внимание не только предлагаемые товары или услуги, но и удовлетворяемые потребности покупателя. Обо всем их спектре руководство компании, возможно, даже не догадывается (см. пример: Сфера косвенной конкуренции для фитнес-центра). Рынок, на котором Вы работаете, определяется не производимым товаром, а Вашими клиентами, их желаниями и возможностями. Так, успешность деятельности небольшого кафе-кондитерской в спальном районе зависит не столько от продукции (точнее, от конкуренции на рынке кондитерских изделий), сколько от аудитории (все жители района с их потребностями и финансовыми возможностями).
Ориентируйтесь на клиента
Каждый человек — это потенциальный покупатель. В своей отрасли Вы сражаетесь за уже определившегося покупателя, который точно намерен приобрести продукт, но выбирает из всех вариантов (производителей, брендов, моделей), а на смежных рынках ведете борьбу за подсознание человека, за желания, которые у него, возможно, еще не возникли. В этом случае цель Вашей маркетинговой активности — сформировать у покупателя такое желание, завладеть его умом и, соответственно, денежными ресурсами. Например, еще каких-то 10–15 лет назад у наших сограждан не было потребности играть в боулинг (или пейнтбол), однако благодаря развлекательным центрам она возникла. Новые потребительские желания могут формироваться и в самых традиционных отраслях (пример — упомянутый выше экологически чистый и диетический хлеб вместо привычной с советских времен буханки).
Практический пример. Сферы косвенной конкуренции для фитнес-центра
Косвенную конкуренцию невозможно ограничить какой-либо сферой — она стремится к бесконечности. Круг косвенных конкурентов может быть расширен или сужен в зависимости от того, насколько объемно мыслит руководство компании. Пример сфер косвенной конкуренции для условного фитнес-центра приведен на рисунке (при необходимости его вполне можно дополнить или скорректировать). Множество областей косвенной конкуренции ни в коем случае не означает необходимость конкурировать во всех сегментах. Это даже вредно, так как приведет к путанице и противоречиям в позиционировании. Генеральному Директору такого фитнес-центра нужно определить, чем в первую очередь привлекает его клуб основную часть клиентов (фитнес-центры с разной аудиторией могут получить существенно различающиеся ответы на этот вопрос) и целенаправленно позиционировать его, исходя только из ключевых и стратегически важных характеристик.
Рисунок 1. В окружении косвенных конкурентов
Подготовлено редакцией
Пристально следите за инновациями
Появлению косвенных конкурентов зачастую способствуют новые технологии, которые могут вызвать нежелательные изменения в Вашей сфере. Именно это случилось, например, с рынком часов, когда появились сотовые телефоны. Многие люди просто перестали покупать часы, так как узнают время, взглянув на мобильник. Как правило, это молодежная аудитория, люди до 30 лет. А вот для книжных издательств и печатных СМИ косвенных конкурентов породил Интернет. С развитием технологий косвенные конкуренты могут превратиться в прямых (как это произошло на рынке СМИ).
Инновации и технологии создают новые возможности для игроков из смежных сегментов рынка. Поэтому Вашим маркетологам необходимо постоянно следить за инновациями, появлением новых направлений. Ведь обладателей современных технологий порой долгое время не воспринимают как конкурентов, а когда игнорировать конкуренцию станет невозможно, вполне вероятно, что время для адекватных действий будет уже окончательно упущено.
Учитывайте изменения
Очень важно уделять внимание эволюции общества в целом и универсальным рыночным тенденциям, которые порождают новые запросы потребителей. Менеджеры должны сконцентрировать усилия не столько на продукции, сколько на понимании нужд потребителей и их проблем, позаботиться о предоставлении дополнительных товаров или услуг, которые повышают степень удовлетворенности клиентов и обладают какими-либо преимуществами. Например, в связи с ростом благосостояния потребители стали больше заниматься своим здоровьем, стремиться к комфорту, повышению статуса и социального благополучия. Их все чаще не удовлетворяют, к примеру, обычные помидоры: эти овощи должны быть экологически чистыми, не генно-модифицированными и по вкусу больше напоминать помидоры, попробованные летом в Тоскане, а не тепличные безвкусные из ближайшего ларька. Иначе помидорам покупатель предпочтет полезные йогурты или овсяные хлопья.
Изменение продолжительности и графика работы ведет к появлению новых видов обслуживания (например, круглосуточного), способствует развитию интернет-торговли, самообслуживания.
В связи с изменением транспортных потоков, увеличением количества людей, приезжающих за покупками на машине, значимым стало наличие хороших подъездных путей, просторной и безопасной парковки. Ключевым этот фактор может оказаться, к примеру, для кафе и ресторанов. Не сумев припарковаться возле Вашего кафе, человек, особо не переживая, поедет в кино.
Все большее распространение Интернета приводит к тому, что сегодня практически ни одна компания не может обходиться без грамотного сайта. Внедрение электронных способов оплаты услуг (платежных систем, кредитных карт и т.п.) — еще один необходимый шаг в борьбе за клиента. Вы не задумывались, как часто потребитель не заходит к Вам только потому, что Вы не принимаете карты оплаты?
Кроме того, Вы постоянно должны доносить до покупателя информацию о своем товаре. Информационное поле сегодня перенасыщено, поэтому Ваш покупатель, не получив необходимых сведений, незамедлительно отправится к конкурентам.
Роль случайных событий
Профессор Гарвардской бизнес-школы и один из основоположников теории конкурентных преемуществ Майкл Портер подчеркивает роль случайных событий, которые могут свести на нет преимущество сегодняшних лидеров и создать потенциал для новых фирм. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести:
появление изобретений;
крупные технологические сдвиги (прорывы);
резкие скачки цен на ресурсы (например, нефтяной шок);
значительные изменения на мировых финансовых рынках, существенные колебания обменных курсов;
всплески мирового и местного спроса;
политические решения местных и зарубежных правительств;
войны, стихийные бедствия, техногенные катастрофы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--